TraserH3.ru
Актуально
Реклама

Купить инструменты, мультитулы Leatherman

В продаже
Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс.Метрика

Enforce Tac

 

        Январь 1999 года
     
ЧЁРНЫЙ ПОЯС: Кулак дарующий жизнь
     
  Один из древнейших стилей боевых искусств — шоринзирю — возник несколько столетий назад как сплав традиционных боевых систем, практиковавшихся на острове Окинава, и систем монастыря Шаолинь. У истоков развития шоринзирю и косики каратэ в нашей стране стоит Михаил Крысин, являющийся президентом Федерации косики каратэ России и вице-президентом Всемирной федерации косики каратэ. Он обладатель 6-го дана в каратэ, ему присвоено высокое звание шихан (глава стиля). Михаилу Крысину Президиумом Всемирной федерации переданы полномочия главного инструктора по шоринзирю и косики каратэ в России, странах СНГ и в Европе.


— Михаил Владимирович, в прошлом году исполнилось двадцать лет развитию каратэ в России. Вы принадлежите к числу людей, которые первыми в нашей стране стали изучать каратэ и несмотря на многие перипетии не изменили ему. как у нас приживались восточные единоборства?
— Еще тридцать лет назад в нашей стране мало кто знал, что такое каратэ, тем более таэквондо или ушу. Скупые сведения о восточных единоборствах просачивались разве что из редких газетно-журнальных публикаций и отрывков фильмов под рубрикой “Их нравы”. Небольшие секции начали организовываться благодаря иностранным студентам, которые приезжали учиться в наши вузы. Эти секции не запрещали, собственно о них ничего и не знали.
Становление каратэ в нашей стране связано с именем Алексея Борисовича Штурмина, основателя спортивного клуба “Фрунзенец”. На базе клуба появилась Центральная школа каратэ при спортивном обществе “Труд”.
В конце семидесятых в СССР каратэ занимались около 30 миллионов человек. Когда, например, проводились семинары на рижском взморье, в кимоно выстраивалось две-три тысячи человек. И это в малюсенькой Прибалтике! Причем быстро росло не только общее число спортсменов, но и уровень их мастерства.


Разгадка феномена скорого развития отечественного каратэ скрыта в ментальности русского человека. В его духовности. Он понимает и принимает культуру, уважает труд, почитает достойных людей. В нем заложено очень сильное творческое начало, стремление изобретать, экспериментировать. Однажды на занятия в Центральную школу, в которой я имел честь тренироваться, пришел японец, обладатель черного пояса, корреспондент газеты “Майнити”. Он сказал тогда: “Вы японцы уже в гораздо большей степени, чем мы”.
Советское каратэ признали в мире, Центральную школу посетили великие мастера боевых искусств — Хисатака, Эригучи, Мураи...
Уже существовала договоренность с Международным олимпийским комитетом о показательном выступлении, которое должно было состояться в Олимпийской деревне на играх в 1980 году. Мы подготовили шикарную даже по современным меркам показательную программу. Но в день открытия Олимпиады демонстрировать каратэ указанием из высших партийных инстанций запретили.
Это был первый камень, за которым обрушилась лавина. Началась целенаправленная кампания против каратэ. Ее апофеозом стало появление в Уголовном кодексе 219-й статьи: до восьми лет с конфискацией имущества за незаконное обучение каратэ. Причем нигде не объяснялось, где грань между законными занятиями и незаконными. Хорошая постановка вопроса? Многие ребята были репрессированы, я подчеркиваю это слово. Были сфабрикованы судебные процессы на кумиров советского каратэ Алексея Штурмина и петербуржца Владимира Илларионова. Таким образом всем любителям этого единоборства в Советском Союзе задали показательную порку.
Отчасти гонители каратэ цели своей достигли. Многие ребята надломились, бросили тренироваться. Остальные ушли в подполье или мимикрировали. Вместо кимоно надели спортивные штаны, трусы — стали изображать какую-то оздоровительную гимнастику. Пришел период расцвета китайских видов борьбы, которые не преследовались законом.


Слава Богу, процесс этот закончился. В свое время Михаилу Горбачеву и в Верховный Совет страны были направлены письма о том, что позорную 219-ю статью нужно отменить. Весь цивилизованный мир занимается каратэ, а мы — рыжие? Статью из УК убрали.
— И началось...
— Массовое выползание доморощенных сэнсеев, которые купили какую-нибудь книжку о боевых искусствах, два дня подергались перед зеркалом, пришли в обычную среднюю школу, с директором, который в единоборствах не разбирается, заключили договор об аренде помещения, расклеили на каждом столбе объявления “Секция каратэ объявляет набор” и стали морочить людям голову. Со временем у такого “учителя” появлялся еще и апломб. Он надевал черный пояс и объяснял его происхождение: “Знаете, один японец (кореец, таиландец) был проездом в Москве, посмотрел на меня и там же в подвале вручил пояс: “Ты достоин!”. Наши люди верят в эту чушь, как верят в “Чару” или МММ. В этом тоже русский менталитет.
— Сейчас в восточных единоборствах появилось столько направлений — голову сломаешь. Что стимулирует их увеличение? И чем отличается косики каратэ, которое вы активно развиваете в России?
— Действительно, существует множество разных стилей. Но чем дольше занимаешься единоборствами, тем больше понимаешь — по сути, все это одно, все это сливается воедино. Японцы считаются основоположниками, хотя каратэ у них появилось только в начале века. Они подхватили и развили то, что до них существовало в Индии, в Китае, в Корее, на Окинаве сотни и сотни лет.
Если сравнить каратэ с деревом, то каждая ветвь в его кроне — стиль каратэ, а его ствол — шоринзирю. Это не значит, что ветви плохие, просто боевое искусство развивается. В силу характера и вкуса единоборцы ищут свою манеру боя: один тяготеет к бросковой технике, второму удаются удары ногами, третий хочет комбинаций и так далее.
Также прекрасно понимая, что с ростом мастерства увеличивается вероятность получения серьезной травмы, издревле выдающиеся мастера искали гармонию между эффективностью и реальностью боя, с одной стороны, а также безопасностью учеников — с другой. Эту задачу возможно решать тремя способами: не допускать жесткого контакта, использовать защитное оборудование либо комбинировать первые два способа. Первый путь привел к бесконтактному каратэ, где происходит лишь обозначение ударов. Это упрощает каратэ до, которое построено на силовом единоборстве и на прямом контакте противников. Второй путь позволяет вести бой без соревновательных ограничений благодаря использованию защитного снаряжения, но в этом случае техника становится более “грязной”, бойцы совершают много лишних движений. Третий путь — совмещение определенного регламента боя и защитного снаряжения.
Один из выдающихся мастеров боевых искусств современности, который в конце XX века стал последним патриархом современного развития стиля шоринзирю, Кайсо Кори Хисатака первым начал активно использовать в тренировках и соревновательных схватках защитное оборудование, взяв за основу традиционную экипировку самураев.
Так двадцать пять лет назад родилось новое направление в мире боевых искусств — косики каратэ, что означает традиционное, или жесткое каратэ.
Косики стало фактически новым видом спорта, имеющим богатейшие традиции, оригинальные правила и эксклюзивное защитное оборудование. В нем разрешены броски, подсечки, ближний бой, добивание, удары по ногам. Ограничения: удары по гортани, в позвоночник. В соревнованиях по версии косики каратэ могут принимать участие спортсмены всех видов единоборств. Сегодня Россия сильнейшая в косики каратэ.
— Если судить по кинофильмам, настоящий мастер боевых искусств непременно должен жить в уединении и заниматься только совершенствованием стиля. Насколько это представление совпадает с реальностью?
— Во всем мире, включая Японию, таких традиционных мастеров уже не осталось. Раньше мастер уходил в горы, ученики приносили ему горсть риса и лепешку, и этого хватало. Но в конце двадцатого века человек не может жить вне общества. Яркий тому пример вы найдете в мемуарах господина Оямы, который перед чемпионатом Японии год провел в горах в полном уединении. Мастер пишет, что он вернулся к людям раньше, чем предполагал. У него начались видения, слуховые галлюцинации. Современный человек — продукт цивилизации, от этого никуда не деться.


Кстати, социологи в Японии уже забили тревогу. Заметно снизилась работоспособность, творческая инициатива населения страны, мужчины стали чаще страдать импотенцией. Потому что стали уплетать гамбургеры и сосиски, пить пиво и виски, перестали ходить пешком, носить традиционную одежду, закупорились в галстуки. По результатам этих исследований, как возможный выход из ситуации, в японских школах ввели обязательное изучение боевых искусств.
Занятия каратэ хотя бы на время отрывают человека от жуткого, подавляющего темпа, в котором он вынужден жить. В зале всегда тихо, спокойно, нет суеты. На людях удобное кимоно, они передвигаются босиком. Группа в течение часа или двух может повторять одно и то же движение. Пластика японского языка очень хорошо сочетается с выдохом и резкими движениями. После тяжелого рабочего дня люди приходят на тренировку усталыми, а после нее готовы летать. Происходит релаксация — восстановление сил.
В моей группе занимались “афганцы”. Сейчас нормальные ребята, а ведь пришли совсем “отмороженные”. Особенно один. Он снайпером служил, получил задание уничтожить инструктора на одной из баз моджахедов. Задание парень выполнил, но его обнаружили. Высотку, где укрылся, “духи” со всех сторон обложили. Около недели отбивался, благо свои огнем поддерживали. По утрам влагу с камней слизывал — тем и жив был. Домой вернулся с орденом Красной Звезды и расстроенной психикой. От него жена ушла, потому что он по ночам стрелял, все ему чудилось, что снова на той высотке оборону держит... Для этих ребят татами стало отдушиной, на три часа они забывали обо всем. И тот парень отошел, вернулся в мирную жизнь, женился второй раз.
— Михаил Владимирович, положа руку на сердце, непросто “русскому медведю” постигать тонкости восточных единоборств?
— Ошибка считать русского человека эдаким увальнем. Просто русские люди спокойные и уверенные. Это сложилось исторически, потому что у нас огромная страна, потрясающе красивая Родина. Еще мы — сильные и широкие люди. Надо побывать в Токио, чтобы понять, как чувствует себя селедка в бочке.
Беда наших доморощенных сенсеев и учеников в том, что в погоне за спортивными результатами они не видят сути каратэ, которая сокрыта в духовности, в истории, в методике. Когда человеку дано много сил от природы, ему трудно понять ее утонченность. Как сформулировал один простецкий парень: зачем мне лезть в какие-то глубины, если я кулаком мотоциклетную коляску прошибаю. Такому действительно трудно объяснить, что каратэ научит управлять собственной энергией.
По большому счету, каратэ — это искусство, которое слабого человека делает сильным, а сильного — чувствительным. И если на русскую широту и силу наложить японскую глубину, это будет всесокрушающая мощь!
Японцы прекрасно это понимают и не спешат делиться по-настоящему глубокой информацией. Мастера подробно расскажут, как правильно поставить руки, нанести удар ногой. Но когда речь заходит о краеугольных камнях боевого искусства — энергетике, дыхании и многих других вещах, — они отвечают на вопросы крайне скупо. Во-первых, хранят секреты. Во-вторых, надо иметь определенный уровень мастерства, чтобы понять ценность этой информации. Первоклашке ведь бесполезно объяснять теорию относительности Эйнштейна.
Например, я долгое время пытался выяснить, почему рука в стиле шоринзирю идет по прямой и совсем нет боковых ударов. Ответы, которые объясняли это механикой движений, рычагом руки и корпуса и прочее, меня не устраивали. Стал сам докапываться, наблюдать, консультироваться у искусствоведов. И нашел! Просто, как все великое: базовую технику стиля определила архитектура Японии.
Почему в старинных замках винтовая лестница закручивается против часовой стрелки? Этим владелец замка обеспечивал преимущество при обороне: противнику было неудобно фехтовать, ему мешала стена справа. Классическое японское жилище — это квадратная комната, в центре очаг и множество перегородок, образующих бесконечный лабиринт шириной не больше метра. И в этом узком пространстве надо было держать оборону в случае нападения супостата. Отсюда мягкие уводящие блокировки, проходы в корпус, зажимы, удары с выносом ноги.
Эффективность тренировок, когда осмыслены истоки стиля, многократно возрастет — это уже не механическое заучивание, а постижение искусства. И здесь не бывает абсолюта, к самому большому числу можно прибавить единицу. Потому и совершенствование в единоборствах — процесс бесконечный.
— Наиболее сильный аргумент людей, не одобряющих развития каратэ в нашей стране, — оно отрывает молодежь от национальных корней...
— Это чушь. Я несколько раз в год со своей семьей хожу в Третьяковку. Когда приезжаю в Питер, обязательно посещаю Эрмитаж. Оказываюсь за границей — тоже обязательно совершаю экскурсии по культурным местам. Посещаю православную цековь. И возьмите кого-то другого, который никогда ничем не занимался, но за бутылкой водки кричит о патриотизме. Это он-то близок к корням?
У даосского монаха как-то спросили: “Как вам удалось прожить 110 лет?” — «Я делаю дыхательные упражнения: вдох и выдох, — ответил тот. — Только когда вдыхаю, я думаю, что в меня вошел чистый воздух. А когда выдыхаю, думаю, что выходит нечисть». Каратэ — искусство, которое приближает человека к пониманию сути вещей. Ведь, читая Пушкина, один заметит только красивый язык, а другой увидит глубинные вещи, заложенные в стихах и прозе очень мудрого человека.
Наконец, никому же в голову не приходит критиковать певицу Большого театра за то, что она исполняет оперные партии на иностранном языке.
— На Втором московском фестивале боевых искусств, который состоялся в прошлом году под вашим руководством, с показательной программой выступил отряд специального назначения “Русь”. Какое он оставил впечатление?
— Ребята выступили нормально. Конечно, наивно предполагать, что они кого-то удивили, ведь в зале собрались мастера единоборств очень высокого класса. Тем не менее, публика принимала солдат очень хорошо.
Главное было показать юным спортсменам, что есть достойные пути приложения своих сил и знаний. Не секрет, что многие молодые ребята сейчас гонятся за большим рублем. Их прельщают не только золотые цепи и машины, но и псевдогангстерская романтика, хотя, на самом же деле, бандиты волками живут и волками умирают. Пригласив спецназ, мы тем самым дали понять мальчишкам: романтику можно найти, не вступая в конфликт с законом, а поддерживая его. Например, в спецназе внутренних войск.

Беседовал Альберт ИСТОМИН

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Нет такой уловки или приема в пользовании оружием во время боя, которые мы сочли бы дурными, лишь бы они помогли отразить направленный на нас удар.

Мишель де МОНТЕНЬ

Реклама

Тритиевые маркеры GlowForce

Самоактивируемая подскетка Trigalight

momentum