TraserH3.ru
Актуально
Реклама

Купить инструменты, мультитулы Leatherman

В продаже
Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс.Метрика

Enforce Tac

 

        Январь 2006 года
     
СПЕЦНАЗ ЗАРУБЕЖЬЯ: Коммандо Ями — отряд коммандос ВМС Израиля
     
  15 мая 1948 года было провозглашено государство Израиль. В тот же день армии Ливана, Сирии, Египта, Трансиордании и Ирака начали войну против Израиля. Превосходство египетского флота было тотальным. Чтобы ему противостоять, было решено использовать против египетских кораблей управляемые человеком торпеды "Кариш". Создание подразделения поручили Ури Брахману, в прошлом технику "Морского звена". В составе нового подразделения было 6 бойцов и 5 техников. Кроме Ури ни один не был знаком ранее с "Кариш". После тренировок подразделение было готово к бою, несколько раз выходило в море в поисках цели, но применить "Кариш" так и не удалось. В середине июля ветеран морского взвода Изи Пахаб возглавил подразделение и стал тренировать его бойцов применению мин на море. В начале июля командование ВМС приняло решение создать также диверсионное подразделение наподобие "Морского звена". Работу поручили Ахарону Бен-Йосефу по кличке Эскимо, поэтому неофициально подразделение называлось "Коммандо Эскимо". База подразделения была в Яффо, затем — в Кейсарии. Подразделение насчитывало 20 человек. Вскоре из Италии прибыло первое настоящее водолазное оборудование, но пользоваться им пока никто не умел.

"ГРАБИТЕЛЬ" И НОВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

В КОНЦЕ марта 1948 года из Югославии в Ливан вышло судно "Лиино" с грузом, состоящим из 8000 винтовок, 8 миллионов патронов, а также гранатами и взрывчаткой для палестинских арабов.
На пути в Ливан в связи с поломкой "Лиино" было отбуксировано в порт Барии (Италия). Там его и решили взорвать. В ночь с 9 на 10 апреля Йосле Дрору и Бени Кравиц заминировали судно, и утром 10 апреля пятикилограммовая мина взорвалась. Судно затонуло.
В дальнейшем оружие было поднято, перегружено на итальянское судно "Арджиро" и отправлено в Ливан, но было перехвачено израильскими корветами. Операция по захвату оружия получила название "Шодед" ("Грабитель").


В связи с успехом операции 13 мая 1948 года в Италии было создано постоянное морское диверсионное подразделение для борьбы с импортом оружия. Его командиром стал Амнон Йона, а Йосле Дрор был назначен его заместителем. В Европе провели набор 20 добровольцев, из которых отобрали только четырех. Было испытано несколько типов водолазного оборудования. Кроме того Йосле нашёл Луиджи Фереро, бывшего бойца итальянских морских коммандос, участвовавшего в потоплении 4 английских торговых судов. Под видом спортсмена из Южной Африки Йосле получил у Луиджи ряд уроков подводного плавания с помощью аквалангов. Кроме того, в Италии был найден сержант Фиоренцо Каприоти, в прошлом боец 10-й флотилии штурмовых средств, участвовавший в атаке на крейсер "Йорк". Было решено нанять его в качестве инструктора, несмотря на его фашистские взгляды.
Вскоре в Италию прибыл и Давид Прумер, который сконструировал мину с элементом неизвлекаемости, а также смог получить от итальянцев чертёж мины с детектором движения — мина взрывалась через определённое время после того, как судно покидало порт. В Италии удалось найти и завод, выпускавший взрывающиеся катера в годы войны.
Но эффективность боевой работы подразделения не соответствовала затратам. В конце августа 1948 года Йосле Дрор вернулся в Израиль вместе с закупленным водолазным снаряжением, а через 2 месяца вернулись и остальные бойцы.
После возвращения из Европы Йохай Бин-Нун создал подразделение взрывающихся катеров с базой в Тверии, на озере Кинерет. Подразделение насчитывало около 20 человек, включая 12 бойцов. В Италии было построено 6 взрывающихся катеров.
Для маскировки подразделение получило название "Подразделение спасательных катеров". Осенью 1948 года "Кариш" был расформирован. С этого момента в составе ВМС Израиля оставались спецподразделения взрывающихся катеров и боевых пловцов.

В октябре 1948 года началась операция "Йоав" по освобождению западного Негева, в ходе которой впервые применили взрывающиеся катера. Утром 22 октября у побережья Газы были обнаружены флагман египетского флота сторожевой корабль "Эль-Амир Фарук" водоизмещением 1440 тонн и тральщик типа B.Y.M.S. водоизмещением 215 тонн.
В атаке участвовали два ударных катера первой волны, один ударный запасной и один спасательный. Йохай находился на запасном катере. Атака началась в 22.00, но по ошибке оба катера атаковали "Эль-Амир Фарук", и тогда Йохай направил свой катер на тральщик. Атака удалась — "Эль-Амир Фарук" затонул, тральщик был сильно повреждён. Спасательный катер собрал всех бойцов и в 22.25 покинул район.
После этого в Италии было закуплено ещё 6 взрывающихся катеров, а также два быстроходных катера, получившие название "Синяя птица".
В 1949 году война за независимость завершилась.

СОЗДАНИЕ 13-Й ФЛОТИЛИИ

В НАЧАЛЕ 1950 года два морских спецподразделения были объединены и получили название "13-я флотилия" ("Шайетет-13", Ш-13). Йохай Бин-Нун стал командиром подразделения, Йосле Дрор — заместителем.
В этот период в подразделении имелось всего 10 аппаратов замкнутого цикла итальянской фирмы "Фирели". По их образцу в Израиле было выпущено 50 аппаратов, но их качество было гораздо хуже итальянских, и предназначались они только для тренировок.
В начале 1950 года командиром Ш-13 стал Изи Пахав. В апреле Ш-13 передислоцировалось на новую базу в Хайфе. В октябре 1951 года Изи Пахав был направлен для организации разведывательно-диверсионной сети в Египте. На время его отсутствия командиром стал Яков Цесис. После своего возвращения Пахав вновь занял должность командира Ш-13.
В ходе войны 1948-1949 годов в Ш-13 было подготовлено 12 операторов взрывающихся катеров и 30 боевых пловцов. Ещё 18 человек закончили курсы в 1949 году. Через год на курс набрали 70 человек. Обучение длилось 1,5 года и включало курс молодого бойца, курс управления парусными и гребными лодками, сухопутный курс командиров отделений, полугодовой курс специализации. Обучение завершило около 30 человек.
В тот период срок срочной службы составлял 2 года, и большинство после ее окончания увольнялись.
С 1952 года начались тренировки по прыжкам с парашютом на воду. Проводились учения по транспортировке и выгрузке катеров с базовых кораблей, по вторжению в порты противника и по уничтожению различных береговых объектов.
В том же году был проведен ускоренный курс морских коммандос. Его закончили 7 человек, большинство из них в последующем стали старшими офицерами ВМС.
В 1953 году из 120 человек, набранных из призывников, обучение закончили всего 16.
Важную роль в развитии подразделения сыграло то, что в 1953 году Дов Шапир и Боаз Ацмон прошли обучение на курсе британской SBS.
Также бойцов Ш-13 направляли на курсы пехотных офицеров, а Изи Пахав, Хадар Кимхи и Янкеле Ритов прошли обучение по программе командиров батальонов. В дальнейшем бойцов Ш-13 посылали на краткосрочные офицерские курсы "АГАМи", где готовили офицеров — танкистов, артиллеристов, войск ПВО и т.п.
В 1955 году на курс морских офицеров "Ховлим" было направлено 13 бойцов флотилии.
В самой Ш-13 был организован курс командиров подразделений, по аналогии с курсом командиров рот армии обороны Израиля. По предложению Кимхи, Ш-13 был разделен на 2 дивизиона: учебный ("пальгат хадраха") и боевой ("пальгат мивцаим").
Для отбора в Ш-13 был разработан марш-бросок на 214 км — от Рош-а-Никра на севере Израиля и до Ашкелона на юге, с 2 ночлегами — в Атлите и Нетании. Длительное время этот марш-бросок, который проходил после курса молодого бойца (КМБ), был основным критерием отбора в Ш-13. Так, в 1955 году из 42 стартовавших финишировали 26.
В те годы неоднократно проводились учения на островах в Средиземном море, причём без разрешения стран, которым эти острова принадлежали. В 1955 году было проведено 3 ночных учения на территории Ливана, в ходе которых велась разведка. Кроме того, бойцы флотилии плавали как члены экипажа на рыболовецких судах и ездили в Европу для ознакомления с устройством различных портов.
В начале 1950-х годов основным иностранным партнёром Ш-13 была Италия. Однако итальянцы старались больше научиться у Ш-13, чем учить самим.
В 1955 году началось активное политическое и военное сотрудничество Израиля с Францией. Офицеры Ш-13 посетили 3 специальных морских подразделения Франции — "Коммандо Юбер" (Hubert) в Тулоне, подразделение боевых пловцов Иностранного легиона на Корсике и подразделение оборонительных водолазов. После этого бойцы Ш-13 начали проходить 6-недельный курс подготовки во Франции. Начался переход на французскую технику (новые ласты, резиновые лодки с внешними двигателями, подводные компасы и глубиномеры) и, самое главное, на новые французские дыхательные аппараты "Оксиджер", позволявшие находиться под водой 3 часа вместо 45 минут, как это было на итальянских образцах. Это привело к изменению тактики. Если раньше бойцы плыли к цели, ныряя лишь на последнем этапе, то теперь весь путь можно было преодолевать под водой. Кроме того, во Франции Ш-13 впервые познакомилась с индивидуальными буксировщиками типа "Дельфин".
С французами проводились многочисленные совместные учения. Так, в ходе одного из них Ш-13 атаковала порт Тулон, а бойцы "Коммандо Юбер" защищали его. Проводились совместные прыжки с парашютом на воду. Изучалась тактика обороны своих баз. Однако позже сотрудничество прекратилось по политическим мотивам.
С 1951 по 1956 год бойцы флотилии вели разведку портов вероятного противника в акватории Средиземного и Красного морей.
В 1956 году флотилия приняла участие в боевых действиях по захвату Синайского полуострова. В тот период Ш-13 имела всего 18 бойцов, прошедших весь цикл подготовки, включая бойцов на курсе морских офицеров. Из них 8 были боевыми пловцами и 10 — операторами взрывающихся катеров. ПСД "Хазир", которые начали разрабатывать еще в начале 1950-х, взяв за образец итальянскую "Майяле", всё ещё не были боеспособны, а "Дельфины" вообще не были приняты на вооружение. С началом войны было мобилизовано 40 резервистов флотилии. Правда, использовались они не по назначению, как пехота. Многократные попытки применить спецназ флота так и не увенчались успехом.
В 1968 году к началу шестидневной войны в составе флотилии находилось 20 бойцов, четыре торпеды "Хазир", несколько взрывающихся катеров и легководолазное снаряжение.
Но даже эти силы и средства по ряду причин применить в войне не удалось. Это подорвало моральный дух бойцов флотилии, часть из них покинула подразделение.
Вскоре президент Египта объявил о так называемой "войне на истощение". Во время этой войны Ш-13 провела первые рейды и налеты в глубине территории врага. Три самые известные операции прошли в 1969 году: рейд на Адабию, налет на Зеленый остров и операция "Эскорт" — диверсия в одном из египетских портов.
В 1969-1970 годах отряд также принимал участие в нескольких специальных и широкомасштабных операциях. Как перед войной Судного дня, так и в ходе нее Ш-13 применялась в нескольких операциях с той или иной степенью успеха. Так, 16 октября 1973 года были потоплены и серьезно повреждены несколько кораблей различного типа. Но на обратном пути один из "Хазиров" затонул и два бойца пропали без вести.
Война и операции, проведенные боевыми пловцами, показали, что без точных разведданных и соответствующей подготовки вряд ли можно чего-то добиться. После войны 1973 года был проведен ряд изменений в подготовке боевых пловцов с учетом прошлых неудач. Это принесло определенный результат.
Вторая половина 70-х также ознаменовалась непрерывной работой в Ливане. Но если вначале большинство операций были наземными, то в последующем начались и подводные. Боевые пловцы постоянно подрывали корабли и суда террористов в портах Цура, Цидона, Триполи.

ЗАСЛУЖЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

В 1979 году командиром Ш-13 назначается полковник Ами Аялон — человек неординарный, обладающий сильным и упрямым характером, но не всеми в отряде принятый. Однако Аялона это отнюдь не смутило. Более того, на первом же совещании он собрал всех офицеров и заявил, что вводит жесткую дисциплину. И если во время проведения операций и тренировок проблем с ней не было, то в повседневной жизни — достаточно. Аялон считал это недопустимым.
Аялон изменил принцип подготовки и ввел специализацию. Также он ввел должность командира оперативного отряда — аналог начальника оперативного отделения штаба отряда в российском спецназе. В его задачи входило планирование и руководство сложными операциями.
Период командования Аялона запомнился интенсивностью и сложностью операций.
Проведя до конца года еще с десяток операций только на ливанском направлении, отряд был отмечен в приказе начальника генштаба как лучшее специальное подразделение армии. Следующий раз подобную награду бойцы получат только спустя 21 год.
Помимо операций в Ливане и тайных операций в интересах разведки, бойцы отряда участвовали в обеспечении специальных операций на юге и за рубежом страны.
1982 год стал годом начала ливанской войны.
В ходе операции "Мир в Галилее" Ш-13 решала задачи по обнаружению подходящего берега для высадки десанта и техники, обеспечению безопасности высадки, ведению разведки на приморском направлении, установке засад в местах возможного появления боевиков.
Вплоть до вывода основной части войск из Ливана в 1985 году отряд проводил специальные операции в Бейруте и на морском направлении, благодаря которым ни одна атака террористов с моря не достигла цели.
Сразу по окончании войны внутри флота и отряда была проведена встреча между бойцами и руководством, на которой обсуждались операции отряда. Чуть позже анализ действий прошел и в самом отряде. Помимо чисто человеческого фактора, рассматривались и технические детали: серьезные неполадки в ПСД, проблемы с минами и многое другое.
В течение короткого времени были получены новые мины и подводное снаряжение.
В девяностых годах военно-морской спецназ провел ряд операций в глубине Ливана, в ходе которых минировал маршруты движения террористов и вел разведку. В ночь с 4 на 5 сентября 1997 года одна из групп попала в засаду боевиков "Хезболлы". В результате группа из 16 человек потеряла 11 бойцов, в том числе командира. Но эта трагедия не сломила дух морских коммандос. Их активная деятельность против боевиков продолжается и в настоящее время.
Операций, которые провела 13-я флотилия флота Израиля, настолько много, что для их описания требуется отдельный рассказ.
Для того чтобы попасть в отряд, необходимо пройти два отборочных курса ("гибуш"). Отбор не самый тяжелый и призван проверить психологическое состояние призывников. Первый этап — проверка физических возможностей. Второй этап проводят ветераны отряда. Каждому кандидату дают винтовку М-16, два литра воды, носилки и мешки с песком весом около 15 кг, с которым они ходят все дни. В процессе отбора совершаются регулярные пешие переходы, в основном по песку, периодически переходящие в бег. В конце дня кандидатам дают отдохнуть и перекусить, и почти сразу начинается этап, именующийся "ха-тизузим", во время которого парней заставляют ползать и бегать с носилками и мешками. Даются различные коллективные задания по ориентированию. Несколько заданий выполняются в воде.
Выдержавшие испытания проходят дополнительную медицинскую и психологическую проверку.
Кроме того "гибуш" могут пройти и добровольцы-старшеклассники на одной из военно-морских баз под руководством ветеранов отряда. Такой курс называется "гаднат цлила", в ходе которого в течение десяти дней отбираются наиболее физически развитые и психологически устойчивые парни.
"Гибуш" также проходят курсанты военно-морских училищ.
Бойцы проходят один из самых сложных в армии обороны Израиля курсов подготовки. Она длится около 18 месяцев.
Первые 5 месяцев будущие морские спецназовцы проводят совместно с пехотинцами. Во время КМБ совершаются переходы на средние (от 15 до 30 км) и дальние (от 40 км и более) дистанции, изучаются винтовки М16, автоматы "Галил", пулеметы МАГ и "Негев", стоящие на вооружении армии обороны Израиля. По окончании КМБ проводится итоговый марш-бросок на 100 км.
Далее бойцы попадают на одну из баз ВМФ, где начинается подготовительный этап, который длится три месяца. Вначале будущие бойцы проходят курс парашютно-десантной подготовки (около трех недель), а затем подготовка ведется на базе отряда и в базах по специальной подготовке. Занятия по изучению подводного снаряжения и водолазной подготовке чередуются с более углубленным изучением оружия. Длительные заплывы сменяются занятиями по рукопашному бою. Глубокой ночью по сигналу бойцы должны выйти к берегу, где переносят тяжелые (до 70 кг) бревна, имитирующие резиновые лодки без указания времени окончания занятия. Это упражнение призвано проверить не только физические, но и психологические способности и лидерские качества в группах курсантов.
Также отрабатываются высадка на берег, определение расстояния до цели без специальных приборов, преодоление водных и береговых препятствий, десантирование на воду. Курсантам постоянно внушается, что вода — их друг и союзник, а слова закрепляются соответствующими упражнениями.
Следующий этап — "целевой", наиболее сложный и важный во всем курсе подготовки. Длится он около года. Все курсанты делятся на команды, которые занимаются своей специализацией: боевые пловцы, рейдовики и т.д.
В ходе специализации бойцы, в будущем зачисленные в подводный отряд, изучают подводное ориентирование, медицинскую помощь под водой, подводное минирование, способы преодоления водных заграждений, применение плавучих средств движения.
Рейдовики проходят курсы подготовки по борьбе с террористами, контрпартизанской борьбы, по минно-подрывному делу. Особое внимание уделяется способам проникновения в тыл врага и изучению спецсредств.
Совершаются различные учения и марш-броски. Например, бойцы преодолевают сорокакилометровый участок, двигаясь по колено в песке или воде и с большим грузом за спиной.
Окончание обучения и возможность участвовать в операциях не означает прекращения тренировок. Наоборот, они только усложняются. Отрабатываются различные способы десантирования на воду, с техникой и без.
Надо сказать, что "целевая" специализация отрядов не мешает выполнять и иные задачи. "Подводники" проходят курс по борьбе с террором и способны действовать на суше, а рейдовики — более углубленные курсы подводного плавания.


Все бойцы, с успехом окончившие подготовку, в дополнение к трем годам срочной службы подписывают контракт еще на полтора года.
Отряд состоит из трех боевых подразделений, подразделений технической разведки и подразделения материального обеспечения.
Рейдовый отряд (ха-"поштим").
Отряд предназначен для проведения диверсионно-разведывательных и антитеррористических операций. Бойцы этого отряда ведут разведку в интересах флота и проводят сложные операции на территориях.
В составе отряда имеется антитеррористическая команда, бойцы которой проходят дополнительную интенсивную подготовку. Но в последние годы и другие бойцы отряда приобрели немалый опыт подобных операций.
Подводный отряд (ха-"цолеляним").
Отряд специализируется на диверсиях на водных видах транспорта, в портах и на стратегических объектах, он также может использоваться для разведки прибрежной полосы и ее захвата. Все бойцы имеют большой опыт и проходят подготовку по работе с подводными средствами движения и выходу из подводных лодок.
"Транспортный" отряд.
Все члены отряда — полноценные бойцы, проходящие дополнительное обучение для управления подводными и надводными плавсредствами (катера, лодки, транспортировщики, буксировщики).
Оружие отряда разнообразно. Основное — укороченная модификация винтовки М16 с оптическим прицелом, различные модификации "Узи" (микро, мини). На все операции бойцы выходят с дополнительным оружием — пистолетами "Глок" или "Иерихон". Оружие может комплектоваться ПБС и лазерными целеуказателями.
Из оружия поддержки имеются пулеметы МАГ и "Негев". Также могут использоваться различные виды российского и восточноевропейского оружия — АК, гранатометы, мины.
Кстати, до 2000 года во время проведения операций в арабских странах, основным оружием отряда был именно автомат Калашникова.
По сообщениям иностранной прессы, Ш-13 применяет дыхательные аппараты немецкого производства, а мины и буксировщики американского и итальянского производства. Также сообщалось, что Израиль закупил партию немецких подводных пистолетов П-11.
Первые подводные средства движения были куплены или копированы у итальянцев и французов. "Дольфин" ("Дельфин") — подводный буксировщик для транспортировки одного бойца. Впервые 13-я флотилия познакомилась с ним во Франции в 1955 году, но первое реальное боевое применение этого средства произошло лишь в 1976-м, в ходе одной из операций в Ливане.
"Хазир" ("Свинья") — подводное средство движения "мокрого типа". Первые "Хазиры" собирались в Израиле в начале 1950-х годов из частей, изготовленных в Италии. Они представляли собой усовершенствованный проект аналогичных итальянских средств "Майяле", использовавшихся в ходе Второй мировой войны. В отличие от итальянских средств, на которых экипаж сидел верхом, в израильских члены экипажа сидели внутри аппарата. Кроме того, вместо мощной боевой части имелся отсек для относительно небольших магнитных мин. "Хазир" стали боеспособны только в конце 1950-х — начале 1960-х годов. "Хазир" постоянно совершенствовались, например, появился образец, способный перевозить 4 человек, в конструкции которого широко использовался стеклопластик вместо нержавеющей стали.
Следует подчеркнуть, что "Дольфин" и "Хазир" — устаревшие системы, давно занявшие свои места в музеях. Что использует вместо них Ш-13 сегодня — строго засекречено.
В настоящее время флотский спецназ использует несколько типов скоростных катеров, предназначенных для транспортировки бойцов. Для дальних операций эти средства могут транспортироваться более крупными судами и десантироваться с самолётов и вертолётов.
Резиновые лодки Mark 5 имели два внешних двигателя, скорость до 20 узлов и могли перевозить до 12 бойцов, а Mark 3 — один внешний двигатель, брали до 6 бойцов.
"Снунит" ("Ласточка") — скоростной катер с жёстким корпусом. Скорость около 30 узлов, может оснащаться РЛС и нести 2 пулемёта. В 1970-е годы существовал вариант "Пацхан" ("Щелкунчик") этого катера, по сути, катер-торпеда. Оператор направлял его на цель, а затем выбрасывался в воду, где его подбирал обычный "Снунит".
"Захарон" ("Сияющий", или "Блестящий") — скоростной катер с жёстким корпусом. Длина 12,5 м, максимальная скорость 30 узлов, способен перевозить 10 бойцов. Оборудован РЛС.
"Мулит" ("Барабулька") — скоростной катер с полужёстким корпусом.
"Морена" (Morena RHIB — Rigid Hulled Inflatable Boat) — новейший и самый большой (длина — 13 м) катер морских коммандос. Поступил на вооружение в 2000 году. Разработан для американских морских коммандос SEALs, где находится на вооружении с ноября 1997 года. Экипаж катера — 3 человека и 8 бойцов, оборудован РЛС Furuno 841 и двумя турелями для установки пулемётов или автоматических гранатомётов Мк19. Корпус катера полужёсткий, пригоден для десантирования и перевозки вертолётами. Дизельный двигатель с турбонадувом Dual Caterpillar 3126 приводит в действие водомёт и позволяет катеру развить скорость 45 узлов. Дальность хода — 200 морских миль. Конструкция катера уменьшает объём воды, попадающей на экипаж в ходе движения, что позволяет бойцам достигнуть целей сухими и не охлаждёнными. Имеет хорошую мореходность в плохую погоду.
И сегодня отряд продолжает готовиться к операциям и выполняет задания в интересах государства и флота. Продолжаются тренировки и учения с участием Ш-13.
Надо сказать, с момента гибели бойцов в Ливане произошли серьезные изменения в структуре и подготовке отряда. Был сокращен состав команд, изменены некоторые аспекты подготовки, внесены корректировки при выборе вооружения.
Личный состав спецназа флота Израиля поддерживает высокий моральный дух и уровень боеспособности, что заслуженно ставит его в один ряд с лучшими флотскими спецподразделениями мира.

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Успех в войне нельзя гарантировать, его можно только заслужить.

Уинстон Черчилль

Реклама

Тритиевые маркеры GlowForce

Самоактивируемая подскетка Trigalight

momentum