TraserH3.ru
Актуально
Реклама

Купить инструменты, мультитулы Leatherman

В продаже
Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс.Метрика

Военное время

 

        Март 2007 года
     
Спецназовцу на заметку: СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ГОРАХ
     
 

Спецназовцу на заметку: СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ГОРАХ

(Окончание. Начало в № 2, 2007)

Передвижение по скалам

Преодолевать горные скальные участки приходится очень часто; вот почему на технике преодоления их необходимо заострить внимание наших горных стрелков.
Как правило, скалы состоят из твердых и хрупких пород (гранитных, известковых, сланцевых и других легко разрушаемых пород). Со скал чаще всего летят камни, вызывающие своим падением камнепады — потоки камней.
Передвижения по горным скалам исключительно трудны и утомительны; темп движения медленный. Перед началом движения с целью преодоления скального участка нужно вначале внимательно просмотреть этот участок и наметить общее направление, наиболее выгодный и безопасный маршрут. Подходя к скальному участку или к скальной стене, нужно, прежде всего, осмотреть скалы и подножие и по давности выпавших камней определить возможность камнепада. Затем наиболее тщательно следует просмотреть ближайшие отрезки маршрута, наметить дальние ориентиры и ориентиры на каждом из отрезков, а также определить азимут движения. В местах, где грозит опасность камнепадов и обвалов, надо быть особенно внимательным; здесь нельзя задерживаться, преодолевать такие места следует быстро, от укрытия к укрытию, стремясь идти по наиболее безопасному для движения пути — скальному гребню.
Лучшим временем для прохождения мест, опасных камнепадами, является раннее утро, ибо низкая температура воздуха сковывает породу. Передвигаться по скалам надо с особой осторожностью, плавно, без рывков. Для опоры ногами или руками используются различные неровности скалы (углубление, выступ, расщелины). Прежде чем схватиться рукой за выступ, щель или стать ногой на точку опоры, нужно проверить их прочность и надежность; перед тем же, как сделать упор или захват за скалу, покрытую снегом, требуется расчистить ее. Наиболее удобно ходить по скалам в обуви, подбитой специальными гвоздями-триконями: такие гвозди не скользят на крутых скальных плитах и хорошо цепляются даже за малейшие неровности.
Для сохранения сил во время передвижений не следует судорожно цепляться за скалы. Основную мышечную работу должны выполнять ноги, а не руки, которые надо использовать для сохранения равновесия и для опоры в момент переноса тяжести тела.
На более трудных скальных участках рекомендуется соблюдать правила трех точек опоры: стоя на двух ногах и держась одной рукой за выступ, переставлять другую руку или, держась двумя руками и стоя на одной ноге, переставлять другую ногу.
При движении на всех других участках, где только возможен срыв, нужно связываться веревкой по два или по три человека и попеременно страховать друг друга через плечо, через выступ или крюк. При переходе через трудные участки недостаточно обученным скалолазанию подразделениям рекомендуется организовывать веревочные перила, а самостраховку производить при помощи описанного выше «схватывающего» узла. При подъеме на скалу (в связке по три) впереди должен идти наиболее опытный боец. Кроме выбора способа преодоления различных препятствий, он обязан выбрать и наиболее облегченные участки пути.
Расстояние между солдатами, идущими в связке, будет зависеть от рельефа маршрута, опасности пути и наличия удобных мест для остановок. В среднем оно будет колебаться от 3 до 5 м. При движении в связке веревку надлежит держать на весу и не допускать трения ее о скалы.
В тех случаях, когда движение по крутому склону опасно даже со страховкой, а также при подъемах на отвесные скалы или спусках с них применяется веревка. Наиболее простыми и надежными способами подъема являются: подъем с переступанием по склону, подъем вдоль перил, подъем по веревочной лестнице, подъем по одной веревке со стременем и подъем на двух веревках со стременами.
При спуске с отвесных скал и крутых скатов, заканчивающихся обрывом, применяется способ спуска «сидя на веревке». Прежде чем спускаться, необходимо укрепить веревку, сложенную вдвое, особенно надежно и так, чтобы, спустившись, ее можно было легко выдернуть за один конец. После укрепления веревки для спуска следует обязательно прикрепиться к ней «схватывающим» узлом, а затем веревку обвести под ногу и корпус. При спуске, взявшись за веревку обеими руками, рекомендуется упираться вытянутыми и широко расставленными ногами в скалу или без опоры (со скал с отрицательным углом). Скорость спуска регулируется отведением вперед или назад руки, которой держится веревка внизу.
При преодолении трудных скальных участков можно снять с себя часть снаряжения и поднять его после на веревке. При встрече на пути следования явно опасного участка нужно вернуться несколько назад и поискать более безопасный путь.
Вертикальные расщелины в скалах также можно использовать для подъема. В таких расщелинах, вмещающих туловище бойца, нужно продвигаться силой трения, упираясь в стенки расщелины ногами, руками и спиной.
По террасам и карнизам, в зависимости от их длины и наклона, следует двигаться на ногах (придерживаясь руками за стену) или переползать. По наклонным плитам (больших размеров) нужно передвигаться на четвереньках или ползком.
Для маскировки и надежного укрытия рекомендуется использовать отдельные скалы, расщелины, нависающие стены и углубления в скалах, пещеры и т.д.

Спецназовцу на заметку: СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ГОРАХ

Передвижение по леднику

В высокогорных районах, покрытых круглый год снегом, с гор сползают большие массы льда, называемые ледниками. Эти ледники бывают изрезаны открытыми и закрытыми (снегом) трещинами. Особенно опасны ледники, покрытые снегом, где трудно определять наличие и направление трещин.
Передвижение по ледникам производится поперек трещины в «связке» по три человека. Порядок движения: впереди идущий солдат тщательно прощупывает альпенштоком или ледорубом путь (определяет прочность снежного моста через трещину), а остальные солдаты движутся за ним вслед по одному. Преодолевая ледопады с торчащими ледяными глыбами, следует остерегаться их падения.

Передвижение по ледяным склонам

Двигаться по ледяным склонам крутизной больше 15 градусов рекомендуется в надетых на ноги «кошках», а для самостраховки применять либо ледоруб, либо альпеншток.
В зависимости от крутизны склона, ходьба на «кошках» может производиться: на некрутых склонах (до 25 градусов) — прямо вверх, ставя ступни «елочкой»; на более крутых склонах (до 35 градусов) — наискось, зигзагом; на склонах крутизной свыше 35 градусов — прямо вверх, спиной к склону, с соблюдением двух точек опоры: стоя на обеих ногах, переставлять штырь ледоруба, затем, опираясь на штырь ледоруба и одну ногу, переставлять другую. Пересекать склон лучше всего, двигаясь боком к склону, а при спуске — прямо, лицом к долине.
Если «кошек» нет, то на крутых ледяных склонах можно вырубать ледорубом ступени, располагая их зигзагообразно и так, чтобы на поворотах была большая ступень, а на спусках — двойные ступени. Там же, где возможен срыв, в процессе движения необходимо связываться веревкой и страховать через плечо или крюк. Для преодоления ледяного участка подразделением, не снабженным «кошками», надо предварительно вырубить увеличенные ступени и натянуть веревочные перила.

Передвижение по снежным склонам

Зимой и летом в высокогорных районах встречаются снежные склоны. Наличие таких склонов представляет большую опасность, ибо они благоприятны для лавин, возникающих вследствие как изменения погоды, так и подрезания следом идущими людьми снежного покрова и перегрузки снегопадом снежных карнизов.
Поэтому при движении в горах, где возможны лавины, необходимо внимательно осматривать склоны и их подошвы и определять, давно ли сползла здесь лавина. Лавиноопасные места рекомендуется проходить быстро; лучшее время для прохождения — раннее утро, а наиболее безопасный маршрут — верхняя часть склона.
В зависимости от крутизны склона и состояния снега можно двигаться так: на склонах с плотным снегом и крутизной до 25 градусов — «елочкой» прямо вверх, выбивая внутренними ребрами подошвы ступени; на склонах крутизной свыше 25 градусов — прямо вверх, выбивая ступени носком ботинка и производя самостраховку ледорубом или альпенштоком, укрепленным перед собой в снегу. С целью укрепления ступени надо хорошо утрамбовать несколькими ударами ноги. Некрутой склон идущими пересекается по направлению движения, а крутой — приставным шагом в сторону движения, лицом к склону. Спуск на некрутых склонах производится лицом к долине, а на крутых — лицом к склону, с опорой на ледоруб или альпеншток.

Движение в горах в непогоду

В горах значительно чаще, чем в условиях равнины или низменности, бывают грозы, дожди, бури, снегопады и метели, затрудняющие и осложняющие действия военнослужащих. Бури в горах сопровождаются резким понижением температуры, а ветер, достигающий часто большой силы, препятствует передвижениям. Вследствие большого количества часто выпадающих осадков склоны гор становятся скользкими, а подъемы и спуски — труднопреодолимыми.
Туман в горах искажает очертание горного рельефа и затрудняет ориентировку, а иногда делает ее вообще невозможной. Вот почему при действиях в непогоду надлежит соблюдать особую осторожность.
Во время сильных дождей и вскоре после них следует избегать движения по желобам: по ним может пойти камнепад; нельзя надолго останавливаться и в высохших руслах рек — они могут внезапно превратиться в бурные потоки воды.
Во время бури и сильного ветра надлежит двигаться особенно осторожно, со страховкой: разведчик должен не терять из виду своих товарищей, идущих в голове и в хвосте, остерегаться падающих со склонов камней, помня, что в бурю количество их резко увеличивается.
Определить места, опасные камнепадами, можно по наличию следов, оставшихся от предыдущих камнепадов (пыль и осколки камней на площадках, царапины, борозды, нагромождение камней у подножия скалы и т.д.).
При вынужденном движении по таким местам нужно непрерывно наблюдать за верхней частью ската и быстро передвигаться от одного укрытия к другому.
В туман и с наступлением темноты надо быть особенно внимательным и осторожным, чтобы не сбиться с пути и не попасть в обрывы, в трещины или другие опасные места.
Ночью или в туман очень трудно выбрать сравнительно пологий подъем или спуск. Даже движение по тропинке ночью затруднительно. Требуется большая осторожность при постановке ноги, особенно когда на тропах встречаются камни.
Во время грозы нужно подыскивать места для укрытия под прочными скальными выступами, не задерживаться на открытых местах и под одиноко стоящими деревьями или скалами и не ходить по гребням. Все имеющиеся металлические предметы нужно отложить в сторону.
Если необходимо совершить подъем или спуск по лавиноопасному скату, нужно идти прямо вверх или вниз след в след, не делая зигзагов. Лавиноопасный скат желательно пересекать по возможности в верхней его части под гребнем или скалами. Лыжи на таких местах следует снимать, чтобы не нарушить связь снегового покрова и не вызвать этим лавину.
Любой опасности, встречающейся в горах, можно избежать, а некоторые из них красноармейцы могут успешно использовать в своих целях. Так, например, частые туманы можно использовать для скрытного продвижения. Лавину или обвал скалы вызывают искусственно (при помощи подрывных средств или стрельбы) для уничтожения живой силы и техники противника, накопившейся внизу в узких местах ущелья или поднимающейся по склону; искусственным повышением уровня воды можно затопить дорогу или долину, преградив тем самым противнику путь.

Спецназовцу на заметку: СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ГОРАХ

Некоторые общие правила движения в горах

Выше был рассмотрен далеко не полный перечень наиболее распространенных практических приемов и навыков по передвижению войск в горах. Теперь необходимо остановиться на некоторых правилах движения в горах.
Как бы ни были многочисленны препятствия в горах и как бы ни было трудно дышать (вследствие разреженности воздуха на высоте), любой переход необходимо совершать организованно, в установленном порядке и так, чтобы в назначенное место прибыть точно в срок, сохранив при этом достаточный запас сил для выполнения самой задачи.
Нарушение установленного порядка и правил движения, дисциплины марша в горах, а также спешка и суетливость в преодолении различных препятствий приводят к излишнему изматыванию сил солдата. Поэтому, чем сложнее и труднее путь, тем больше внимания должно быть уделено соблюдению правил движения в горах и сбережению сил для выполнения задачи.

Скорость движения в горах

Чтобы правильно спланировать маршрут, надо иметь ясное представление о скорости движения в горах. Скорость движения в горах (в том числе по горным дорогам и тропам) во многом зависит от характера пересеченности и крутизны скатов, от состояния самой дороги, состояния погоды, от времени года и других причин.
На грунтовых горных дорогах (при крутизне до 20 градусов) скорость движения войсковой колонны в среднем равна 2-4 км/час; при большей крутости скорость движения падает до 1,5-1 км/час.
На вьючных путях и тропах (при крутизне более 30 градусов), на подъемах скорость равна 300-400 м/час, а на спусках 400-500 м/час. Зимой время для подъема увеличивается не менее чем на 1/3 по сравнению с нормальным расчетом.
Таким образам, суточный переход пехотной колонны займет не более 8-10 часов, пройденное же расстояние будет определяться в 15-25 км. Зимой при глубоком снеге и в буран пехотная колонна может пройти до 3 км в сутки.
Особое внимание в высокогорных районах необходимо обращать на равномерность движения и на соблюдение указанных командиром дистанций. По тропам и вне дорог движение в горах обычно совершается в колонне по одному с дистанцией между солдатами 1-2 м. Более короткие дистанции мешают равномерному движению, приводят к быстрому утомлению и затрудняют выбор места для постановки ног.
В целях сохранения физических сил солдат и обеспечения безопасности при движении на крутых подъемах и по снежной целине рекомендуется чаще менять головные подразделения, а в них — головных солдат. Малые привалы (на 10 минут) делать: при крутизне до 12 градусов — после каждых 40 минут движения; при крутизне от 12 до 50 градусов — через 30 минут, а при крутизне больше 20 градусов — через 20 минут. При этом места для привалов должны быть безопасными от обвалов и укрытыми: при холодной погоде — от ветра, а при жаркой — от солнца.
Спецназовцу на заметку: СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ГОРАХ

Передвигаться в горах рекомендуется размеренным и спокойным шагом. Чем круче подъем, тем короче шаг. Спокойный темп движения, отсутствие резких рывков и суетливости обеспечивают нормальное дыхание и нормальную работу сердца.
На подъемах в гору ноги ставятся на всю ступню с последующим упором на носок. Для облегчения движения солдаты используют малейшие неровности склона (выступы, камни и т.п.), предварительно проверяя их надежность. Особенно осторожно следует передвигаться в темноте по сырым, обледенелым или покрытым снегом склонам.
На спусках ноги ставятся также на всю ступню, но с упором на пятку. При спуске необходимо двигаться с такой скоростью, чтобы в любой момент можно было остановиться.
На подъемах в гору с нагрузкой, прежде чем переставить вверх нижестоящую ногу, слегка нужно наклонить корпус вперед. Во всех случаях дышать через нос, ровно и спокойно, полной грудью. Чем круче и длительнее подъем и чем выше место над уровнем моря, тем чаще требуется делать остановки. На коротких остановках (на 30-60 секунд) отдыхать нужно стоя, не снимая с себя снаряжения (вещевого мешка, скатки и т.д.); в этом случае следует опереться руками на ледоруб, тяжесть вещевого мешка распределить в области крестца и освободить плечи (ключицы) от давления лямок, ноги расставить на ширину плеч и сделать несколько активных выдохов и глубоких вдохов.
При более длительных остановках (на 1,5-2 минуты) также не следует садиться и снимать с себя снаряжения; в этих случаях, не отходя далеко в сторону, нужно опереться вещевым мешком на выдающийся предмет (скальный выступ, камень, ледоруб) и освободить себя от давления груза.
Передвижение в горах требует от солдат особого внимания к окружающим предметам, к своим движениям и к товарищам. Надо помнить, что даже малейшая неаккуратность во время движения по скалам может вызвать камнепад, а следовательно, и жертвы. Везде, где только встречается трудность в преодолении препятствий и опасность срыва (падения), надо своевременно применять самостраховку и организовывать страховку.
Как известно, погода в горах чрезвычайно изменчива. Поэтому, выходя в горы на срок более суток, даже при хорошей погоде, необходимо брать с собой запас теплого белья, смену носков или портянок, запасные стельки, плащ-палатку, мазь против ожогов и обморожения, а также неприкосновенный запас продуктов. На больших высотах даже в зимнее время могут легко произойти солнечный перегрев тела и ожоги лица, особенно губ. Для предохранения от ожогов необходимо смазывать лицо специальной мазью; если же ее нет, то прикрывать лицо самодельной маской из носового платка или марли. Не рекомендуется ходить под солнцем без головного убора.
Кроме того, при действиях в горах большое значение имеют условные сигналы. Для передачи донесения часто можно пользоваться дымом костра, но надо уметь разжечь костер. Сухие сосновые поленья дадут бесцветный дым, который плохо виден на расстоянии. Смолистое дерево дает черный дым. Он также мало заметен в лесу. Но стоит бросить в костер охапку прошлогодней травы или листьев, как дым будет густой и белый, и его далеко увидишь.

Сергей МОНЕТЧИКОВ
Фото Натальи КОЛЕСНИКОВОЙ
и из архива автора

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Реклама

Тритиевые маркеры GlowForce

Самоактивируемая подскетка Trigalight

momentum