TraserH3.ru
Актуально
Реклама

Купить инструменты, мультитулы Leatherman

В продаже
Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика
ENFORCE TAC

 

        Июль 2007 года
     
КОНСТРУКТОРЫ: СОВЕТСКИЕ КОНСТРУКТОРЫ АВИАЦИОННОГО ВООРУЖЕНИЯ
     
  Появление и развитие авиационного вооружения тесно связаны с боевым применением авиации. Расширение сферы действий авиации в ходе боевых операций, превращение ее из разведывательного средства в мощный род войск, выполняющий широкий круг задач, подтвердили необходимость вооружения самолетов. Уже в годы Первой мировой войны во всех воюющих странах происходит установка на них сначала стрелкового, а затем и пушечного вооружения. В практике вооружения авиации наиболее широкое распространение получили несколько типов установок в зависимости от места их размещения и назначения в бою. Турельные пулеметы предназначались для стрельбы с подвижных установок, которые могли монтироваться в различных точках самолета и обеспечивали ведение огня под любым углом к линии полета. Крыльевые пулеметы в отличие от турельных предназначались для стрельбы с жестких неподвижных установок, размещавшихся, как правило, в крыле самолета. Синхронные пулеметы размещались в носовой части фюзеляжа в непосредственной близости от мотора и механически через синхронизатор были связаны с ним для стрельбы через площадь, сметаемую воздушным винтом.

Восстановление и реконструкция народного хозяйства в Советском Союзе позволили уже в середине 1920-х годов приступить к перевооружению Вооруженных сил современными образцами боевой техники и вооружения. Ускоренное развитие авиации потребовало оснащения новых боевых самолетов стрелково-пулеметным вооружением. Однако отсутствие своих собственных конструкций специальных пулеметов и зависимость от закупок аналогичного оружия за границей существенно ограничивали потенциальные возможности боевой техники. Перед оружейниками стояла задача скорейшего создания современных образцов авиационных пулеметов. Наиболее быстро и с минимальными финансовыми затратами эта проблема могла быть решена только одним путем — созданием новых образцов на базе существующего оружия, что в значительной мере упрощало конструирование, освоение в производстве и облегчало эксплуатацию в армии. Поэтому не случайно первым советским образцом авиационного оружия явился пулемет «Максим», приспособленный для этой цели путем изменения некоторых деталей.

Надашкевич Александр Васильевич
Надашкевич Александр Васильевич

Первым к переделке отечественного 7,62-мм станкового пулемета «Максим» обр. 1910 года под авиационный вариант приступил по собственной инициативе летчик и авиаконструктор авиационного вооружения Московского авиационного завода «Авиаработник» Александр Василь-евич Надашкевич.
В 1916 году Надашкевич ушел добровольцем на фронт с третьего курса Киевского университета. В 1917 году прослушал теоретический курс авиации Н.Е. Жуковского в МВТУ. В 1918 году, окончив Московскую школу высшего пилотажа, поступает на службу в Красную Армию. С 1917 по 1924 год находился на летной работе. Затем его назначают на должность постоянного члена секции вооружения и специального оборудования Научно-технического комитета Воздушного флота РККА. Во время работы в НТК Надашкевич разработал несколько образцов авиационного вооружения. Одной из первых его работ в этой области стал авиационный пулемет ПВ-1. В 1924 году к этой работе подключились конструкторы Тульского оружейного завода Третьяков, Пастухов, Ярцев и Владимиров. В докладе начальника Военно-воздушных сил РККА от 1 декабря 1927 года председателю Реввоенсовета СССР говорилось: «В мае 1923 года по почину военного летчика тов. Надашкевича был поднят вопрос о приспособлении пулемета «Максим» для авиации».
Созданный конструкторами-оружейниками синхронный пулемет в отличие от «Максима» стал весить почти на 6 кг меньше за счет использования более короткого и тонкого ствола с воздушным охлаждением. Введение буферной пружины, сообщавшей дополнительную скорость подвижной системе при движении ее вперед и принимающей на себя удар при ее отходе, а также втулки надульника с меньшим диаметром отверстия позволило поднять темп стрельбы с 600 до 750 выстр/мин. Использование пружинного буфера было новинкой, еще не применявшейся при конструировании авиационных пулеметов за рубежом. Для механического отвода подвижных частей пулемет имел ручку перезаряжания системы АНИИ-1 или системы Владимирова и Ярцева. Оригинальными конструкциями в новом пулемете являлись подающий механизм, рассчитанный на применение металлической рассыпной звеньевой ленты и спусковой механизм, приспособленный для синхронной стрельбы через плоскость, сметаемую винтом самолета.
19 мая 1926 года пулемет, переделанный Надашкевичем, проходил полигонные испытания. В итоговом акте испытаний было зафиксировано, что увеличение частоты стрельбы пулемета весьма желательно. Комиссия считает предложение Надашкевича для увеличения частоты стрельбы очень важным и произведенный опыт вполне удовлетворительным.
В течение 1926-1927 годов велась острая борьба на многочисленных испытаниях, устроенных Артуправлением и командованием ВВС между двумя основными конкурентами: английским «Виккерсом» и пулеметом конструкции Надашкевича, получившим обозначение ПВ-1 (пулемет воздушный 1-й модели). 31 января 1927 года начальник снабжения РККА П.Дыбенко и начальник Артиллерийского управления РККА Г.Кулик обратились в Реввоенсовет СССР с ходатайством о принятии на вооружение нового пулемета (ПВ-1), переделанного из станкового пулемета «Максим» по системе Надашкевича. «В настоящее время, — говорилось в их рапорте, — закончено испытание изготовленных Тульским оружейным заводом трех экземпляров 3-лин. авиационных пулеметов «Максим», оборудованных по проекту тов. Надашкевича для ускоренного темпа стрельбы (около 750 выстр/мин). Это испытание показало, что пулеметы для такого темпа стрельбы разработаны достаточно удовлетворительно и испытание выдержали...»
После успешных войсковых испытаний пулемет ПВ-1 был принят на вооружение Военно-воздушных сил РККА.
Этим пулеметом вооружались первые советские истребители И-3 и И-4 и бомбардировщик ТБ-1. Пулеметы ПВ-1 устанавливались на самолетах для стрельбы через винт с неподвижных установок и вне плоскости вращения винта с неподвижных или ограниченно подвижных установок.
КОНСТРУКТОРЫ: СОВЕТСКИЕ КОНСТРУКТОРЫ АВИАЦИОННОГО ВООРУЖЕНИЯ

С принятием на вооружение ВВС РККА нового, более совершенного авиационного стрелково-пулеметного оружия пулеметы ПВ-1 постепенно изымались из войск. Однако значительная нехватка автоматического оружия в армии в начале Великой Отечественной войны вновь вызвала к жизни этот пулемет. Уже в августе 1941 года на вооружение ПВО поступила строенная зенитно-пулеметная установка (ЗПУ) конструкции Н. Токарева, разработанная под пулеметы ПВ-1. К производству этих установок приступил завод «Ревтруд» в г.Тамбове. В 1942 году оружейный завод в Златоусте занялся переделкой устаревших авиационных пулеметов ПВ-1 в станковые путем их установки на колесные станки Соколова обр.1910 года. Всего было переделано 3009 пулеметов ПВ-1 конструкции Надашкевича, использовавшихся впоследствии на фронтах Великой Отечественной.
С целью максимального облегчения пулемета ПВ-1 Надашкевич исследует возможность замены в нем ряда стальных деталей дюралюминиевыми. В начале 1925 года он спроектировал пулемет А-2 (авиационный второй), в котором короб, кожух, а также некоторые детали были изготовлены из дюралюминия. Однако результаты полигонных испытаний пулемета А-2 оказались неудовлетворительными. Окончательно работы в этом направлении были прекращены в июле 1927 года.
Одновременно с этой работой Надашкевич разработал ряд образцов турельных стрелковых установок и бомбардировочных установок для самолетов-разведчиков Р-1, Р-5 и бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3.
В 1930 году Надашкевич по ложному обвинению арестован НКВД, однако продолжал работать по авиационной тематике в КБ НКВД на заводе № 39 над системами вооружения для самолетов — истребителей, разведчиков и штурмовиков. В 1931 году Надашкевич назначен помощником по вооружению А. Туполева.
После освобождения Надашкевич разрабатывает и внедряет систему оборонительного и бомбардировочного вооружения для самолетов СБ и новых модификаций ТБ-3. С 1936 года совмещает работу в ЦАГИ в качестве начальника отдела по вооружению с работой в Наркомате авиационной промышленности СССР. В 1937 году вторично арестован НКВД. С весны 1939 года в ОТБ НКВД (ЦКБ-29) работает под руководством Туполева, занимается системой оборонительного и бомбардировочного вооружения самолетов ПБ, «103» и Ту-2, а также его модификаций. В этот период Надашкевичу удалось решить проблему сброса бомб при скоростном пикировании из бомбоотсеков самолета. Кроме этого, он создал новую систему бомбового вооружения.
После окончания Великой Отечественной войны в ОКБ Туполева А.В. Надашкевич возглавил работы над системами оборонительного и бомбардировочного вооружения самолетов-бомбардировщиков Ту-4 и первых реактивных самолетов ОКБ семейства Ту-14.
Особой главой в деятельности Надашкевича стало участие в создании первого отечественного авиационного носителя ядерного оружия – самолета Ту-4А, для которого в ОКБ была разработана специальная система бомбардировочного вооружения. В дальнейшем на основе опыта работ по Ту-4А, были разработаны аналогичные системы вооружения для носителей Ту-16А и Ту-95А. В эти же годы конструкторскому коллективу, возглавляемому Надашкевичем, удалось успешно решить проблемы по внедрению новой системы оборонительного вооружения на самолетах Ту-16, Ту-95 и их модификациях.
В 1950-х годах работа в ОКБ Туполева над созданием сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-98 и Ту-22 потребовала от конструкторов-вооруженцев новых подходов к системам ударного и оборонительного вооружения. В результате длительных работ Надашкевича и его сотрудников на этих самолетах были смонтированы дистанционные кормовые стрелковые установки, управляемые оператором из передней кабины, созданы новые, более эффективные системы бортового оборудования и оборудования бомбардировочного и ракетного комплексов.
Во второй половине 1950-х годов Надашкевич возглавляет работы по разработке специального самолета-носителя термоядерной бомбы «202», рассчитанной на тротиловый эквивалент 100 мегатонн. Под его руководством шло проектирование системы подъема ядерного реактора для экспериментальной летающей лаборатории Ту-95-ЛАЛ.
Доктор технических наук А.В. Надашкевич за свою многолетнюю работу по созданию новых образцов вооружения был дважды удостоен Государственной премии СССР, стал лауреатом Ленинской премии, награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, другими наградами.
Скончался Александр Васильевич в Москве в 1967 году.

Наряду с отечественным наступательным авиационным вооружением для истребителей, к которому относились неподвижные пулеметные установки Надашкевича с пулеметами ПВ-1, Военно-воздушным силам требовалось и новое оборонительное вооружение для подвижных турельных установок на самолетах-бомбардировщиках и самолетах-разведчиках.
Уже в начале 1930-х годов стало отчетливо ясно, что эффективность поражения быстродвижущихся и внезапно появляющихся воздушных целей из авиационных пулеметов «нормального» винтовочного калибра постоянно снижается, поскольку наиболее уязвимые места самолетов наших вероятных противников прикрыты броней и для их поражения требуется увеличенный калибр бортового оружия. Поэтому уже в 1935 году на вооружение советских ВВС был принят 12,7-мм крупнокалиберный авиационный пулемет ШВАК конструкции Б. Шпитального и С. Владимирова. Однако он не стал подлинным выходом из сложившейся ситуации. Поэтому в 1938 году к проектированию аналогичной системы, но под более перспективный 12,7-мм патрон с бесфланцевой гильзой от пехотного крупнокалиберного пулемета ДК приступили еще три конструкторских коллектива — Дегтярева, Таубина и Бабурина-Березина.
Михаил Евгеньевич Березин родился в 1906 году в деревне Гончарка Кирилловского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Тяжелая жизнь вынудила его уже в девять лет начать трудовую деятельность. Он работал батраком, чернорабочим, лесорубом, плотником. В 1926 году поступил учиться на рабфак при Ленинградском политехническом институте, после окончания которого был принят в Ленинградский военно-механический институт. После получения диплома о высшем образовании стал работать на Тульском оружейном заводе сначала сменным мастером, а через некоторое время — инженером-конструктором.

Березин Михаил Евгеньевич
Березин Михаил Евгеньевич

В 1935 году перешел в конструкторское бюро ОКБ-14, где со своими единомышленниками начал работу по созданию принципиально нового 12,7-мм крупнокалиберного авиационного синхронного пулемета.
Березин создал очень удачную систему авиационного пулемета, рассчитанного на использование бесфланцевого патрона от крупнокалиберного пулемета ДК. Новый авиационный пулемет отличался простотой конструкции, малыми габаритами, удобством в эксплуатации.
Автоматика пулемета Березина действовала по принципу использования энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Запирание осуществлялось при помощи особого клина. К одной из характерных особенностей устройства этого пулемета относилась подача патронной ленты не при откате подвижных частей, как у подавляющего большинства пулеметов, а при накате их, т.е. от возвратной пружины пулемета. Для обеспечения требуемой надежности подачи ленты возвратная пружина была сделана многожильной. Ударный механизм ударникового типа. Другой оригинальной особенностью конструкции пулемета является система экстракции стреляной гильзы — она выбрасывалась под действием криволинейного гребня очередным патроном. Питание производилось из металлической рассыпной ленты с непрямой подачей патрона. Высокая скорострельность оружия достигалась буфером подвижных частей автоматики, смонтированным в затыльнике.
После проведения заводских и полигонных испытаний 1938-1939 годов, где это оружие показало высокие результаты, 12 апреля 1939 года 12,7-мм пулемет БС (Березина синхронный) Комитет обороны, даже не дожидаясь окончания заключительных войсковых испытаний, принял на вооружение ВВС. В этом том же году к выпуску пулемета БС приступил Ковровский завод. Специально для этого пулемета разработали широкую номенклатуру боеприпасов с бронебойно-зажигательной, бронебойно-зажигательно-трассирующей, бронебойно-зажигательно-фосфорной, а также зажигательно-разрывной пулей мгновенного действия.
В 1940 году в процессе эксплуатации оружия в войсках наряду со всеми положительными качествами у пулемета БС выявились определенные недостатки, связанные с малой живучестью подвижных деталей автоматики, несовершенством системы перезаряжания. В процессе внесения изменений и улучшения конструкции Березину удалось доработать свой образец, переделав его в универсальный пулемет.
Новая модель 12,7-мм универсального пулемета Березина (УБ), созданная в турельном, крыльевом и синхронном вариантах, могла устанавливаться на самолете для использования во всех установках. Большая часть узлов и деталей всех трех пулеметов: УБС (универсальный Березина синхронный); УБТ (универсальный Березина турельный) и УБК (универсальный Березина крыльевой) была практически полностью унифицирована, за исключением изменений, связанных со спецификой их установки в огневых точках самолета. Впервые в советском авиационном стрелково-пулеметном оружии Березин применил систему пневмоперезаряжания в воздухе с дистанционным управлением для синхронного и крыльевого вариантов пулемета; турельный пулемет имел для перезарядки специальную рукоятку рычажного типа, разработанную другим тульским конструктором Г. Никитиным. Масса пулемета Березина в синхронном варианте составляла 21,45 кг, крыльевом — 21,14 кг, турельном — 21,43 кг. Темп стрельбы в синхронном варианте — 700-800 выстр/мин, крыльевом и турельном — 800-1050 выстр/мин.

КОНСТРУКТОРЫ: СОВЕТСКИЕ КОНСТРУКТОРЫ АВИАЦИОННОГО ВООРУЖЕНИЯ

В январе — феврале 1941 года пулемет Березина успешно прошел войсковые испытания. 22 апреля 1941 года универсальный пулемет Березина был принят на вооружение ВВС. За разработку пулемета УБ-12,7 конструктору в 1941 году была присуждена Государственная премия СССР.
12,7-мм пулемет УБ поспел вовремя, ибо начавшаяся через два месяца война выявила неэффективность 7,62-мм авиационных пулеметов при стрельбе по воздушным целям. Обстановка в воздухе настоятельно требовала нового, более сильного оружия для новых советских истребителей ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1. 12,7-мм авиационные пулеметы Березина должны были заменить 7,62-мм пулеметы ШKAC, имеющиеся в войсках. К их изготовлению привлекались Тульский пулеметный и Ижевский машиностроительный заводы.
С началом эвакуации Тульского завода производство УБ было перенесено на завод в Златоусте, где продолжалось по 1943 год. Основная тяжесть по выпуску авиационного пулемета в это время легла на ижевцев. Только в 1941 году они передали предприятиям авиапромышленности более 6500 пулеметов УБ всех модификаций. В годы войны пулеметы Березина наряду со ШКАСами стали одним из основных видов авиационного оружия.
В годы Великой Отечественной Березин работал также над созданием авиационных пушек. В это время в Советском Союзе велись интенсивные работы по проектированию более совершенных образцов авиационного пулеметно-пушечного вооружения. Стремясь создать более эффективное оружие, чем штатная 20-мм авиационная пушка ШВАК, Березин вместе с группой конструкторов в 1943 году разрабатывает на базе универсального пулемета УБ-12,7 новую авиационную пушку под 20-мм патрон от пушки ШВАК. Система питания и автоматика оружия претерпели некоторые изменения, вызванные иной конструкцией патрона с фланцевой гильзой. Перезаряжание осуществлялось или сжатым воздухом (пневмоперезаряжание), или же вручную, механически. Масса пушки составляла всего 25 кг. Темп стрельбы для синхронного варианта 600 выстр/мин, для турельного и крыльевого — 800 выстр/мин.
Новая 20-мм авиационная пушка, принятая на вооружение в 1944 году под индексом Б-20, сохранив столь же высокие боевые качества, как и у пушки ШВАК, оказалось вдвое легче, что дало возможность использовать ее как для подвижных установок с дистанционым управлением, так и для встроенных неподвижных стрелковых установок. Советская авиация на заключительном этапе войны получила одну из наиболее эффективных и мощных в своем классе систем авиационного оружия.
За успешные труды по созданию стрелково-пушечного вооружения для Военно-воздушных сил Березин дважды становился лауреатом Государственной премии СССР, кроме того, он был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова 1-й степени, орденом Суворова 2-й степени. Умер Михаил Евгеньевич в 1950 году в Туле.

Совершенствование авиационной техники к началу 1940-х годов настоятельно требовало повышения мощности бортового авиационного оружия. Вслед за Шпитальным и Владимировым и другие советские конструкторы-оружейники пытались решить этот вопрос путем увеличения мощности секундного залпа самого оружия, в том числе созданием новых авиационных артиллерийских орудий.
В это же время тульские конструкторы Александр Волков и Сергей Ярцев разработали авиационную пушку калибра 23 мм с высокой начальной скоростью снаряда.

Ярцев Сергей Александрович
Ярцев Сергей Александрович

Сергей Александрович Ярцев в девять лет получил серьезную травму ноги, затем заболел костным туберкулезом. В течение двух дет лежал в постели. Выздоровев, пошел учиться в школу — на костылях. В годы Гражданской войны двенадцатилетний подросток потерял мать. Пережитые трудности закалили его характер. Он продолжал упорно трудиться. Закончив школу первой ступени, поступил в профтехучилище при Тульском оружейном заводе. По окончании училища получил две профессии: токаря и чертежника-копировщика. В 1927 году молодого токаря заметили на ТОЗе и перевели в Проектно-конструкторское бюро (ПКБ), но уже по второй специальности — копировщиком, а впоследствии чертежником. Здесь он работал бок о бок с известными конструкторами-оружейниками Токаревым, Коровиным и другими. Молодой копировщик Ярцев тянулся к ним, хотелось и самому приобщиться к этой творческой профессии. Но ему явно не хватало знаний.
Ярцев поступил в Тульский вечерний механический техникум. Именно в это время он нашел себя, за короткое время пройдя путь от чертежника до конструктора-оружейника. Вскоре он совместно с другим тульским конструктором из ЦКБ-14 А. Волковым приступает к разработке новых образцов крупнокалиберного авиационного автоматического оружия. Эта работа закончилась созданием 23-мм авиационной пушки ТКБ-201, впоследствии получившей название «ВЯ», ставшей в годы Великой Отечественной войны основным вооружением знаменитых советских штурмовиков Ил-2.
К достоинством пушки ВЯ-23 относился высокий темп стрельбы – 525- 650 выстрелов в минуту при большой мощности выстрела для такого калибра. К ее недостаткам относилась большая отдача и резкая работа механизмов. Большая отдача вызывала необходимость внедрить в конструкцию пушки пружинный амортизатор. Резкая работа механизмов снижала живучесть деталей и вызывала задержки, многие из которых не могли быть устранены в воздухе.
В боекомплект пушки Волкова-Ярцева входили осколочно-зажигательные, осколочно-зажигательно-трассирующие и бронебойно-зажигательные снаряды. Масса всех снарядов составляла примерно 200 г, то есть в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК. Осколочно-зажигательные снаряды обеспечивали выведение из строя жизненно важных узлов и агрегатов самолета, зажигание бензина в протектированных бензобаках, а бронебойно-зажигательные могли на расстоянии 400 м по нормали пробивать броню толщиной от 16 до 25 мм, зажигали бензин в бензобаках, находящихся за броней.
Наряду с пушкой Волкова-Ярцева в мае 1940 года на конкурс в ГАУ представили свои опытные 23-мм авиационные пушки и их конкуренты как из Москвы — системы Таубина (Конструкторское бюро Таубина), так и из Тулы — системы Салищева и Галкина. С учетом, что новые пушки предназначались для использования в качестве бортового оружия на новейших советских самолетах-штурмовиках Ил-2, которые еще на этот период не были запущены в серийное производство, первые летные испытания пушки ТКБ-201 проводились на германском самолете-истребителе «Мессершмитте-110». Пушка Волкова-Ярцева монтировалась в его фюзеляже.
Многочисленные недостатки всех пушек заставили в апреле — мае 1941 года провести повторные сравнительные испытания наиболее удачных конкурентов ТКБ-201 и МП-6. На этот раз пушку Волкова-Ярцева установили на штурмовик Ил-2. По результатам проведения войсковых испытаний в жестком соревновании с оружейниками других конструкторских коллективов победу одержал тандем молодых конструкторов ЦКБ-14.
16 мая 1941 года, в самый канун войны, она была принята на вооружение ВВС РККА под индексом «ВЯ-23». Однако отдача пушки ВЯ-23 во время выстрела была столь велика, что ее не решились устанавливать на истребителях. Единственным ее носителем стал самолет-штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого устанавливали по одной пушке Волкова-Ярцева с боекомплектом по 150 патронов на ствол. За разработку пушки Волкову и Ярцеву в том же сорок первом была присуждена Государственная премия СССР. Их оружие имело очень высокую эффективность при атаках наземных объектов. Солдаты с гордостью называли Ил-2 «самолетом-солдатом» и «летающим танком». Немцы дали этому самолету название «черная смерть», причем подобная характеристика в большой степени относилось к оружию, установленному на Ил-2, и в первую очередь к пушке ВЯ-23, значительно усилившей боеспособность штурмовика.
После окончания Великой Отечественной войны Ярцев продолжал работать над созданием новых образцов отечественного вооружения. За свою плодотворную работу по укреплению обороноспособности страны он был удостоен Государственной премии, награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, многочисленными медалями. Умер Сергей Александрович в 1981 году в Туле.

Олег РЯЗАНОВ

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Генералы всегда готовятся к прошлой войне.

Уинстон ЧЕРЧИЛЛЬ

Реклама

Самоактивируемая подскетка Trigalight

Соцсети

Братишка facebook

Братишка вконтакте

105005, Москва а/я 29, e-mail: mail@bratishka.ru
momentum