TraserH3.ru
Актуально
Реклама

термос Stanley

Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс.Метрика

Предзаказ часов Traser OdP Evolution

 

        Май 2008 года
     
ПОБЕДИТЕЛИ: Я – «Як», истребитель...
     
 
ПОБЕДИТЕЛИ: Я – «Як», истребитель...
Александр Иванович ВЫБОРНОВ – человек-легенда. Более сорока лет службы в авиации, 5 тысяч часов в воздухе. В годы войны совершил 350 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, уничтожил 28 самолетов врага. Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации в отставке, заслуженный военный летчик, почетный гражданин подмосковной Каширы. Награжден орденами Ленина и Александра Невского, пятью орденами Красного Знамени, четырьмя — Отечественной войны I степени, тремя — Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и множеством медалей.

«ВРАГА уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь». Эти строки Александр Твардовский писал будто бы об Александре Ивановиче. В годы войны летчику удалось вывезти сбитого однополчанина буквально из-под носа врага.
Это произошло под Харьковом 12 сентября 1943 года. Четверка истребителей вылетела на поиск и уничтожение вражеского самолета-корректировщика, прозванного «рамой» за своеобразную конструкцию. У советских летчиков на фашистские «рамы» был, что называется, особый зуб — те не давали покоя нашим танкистам и артиллеристам. С воздуха высматривали объекты, передавали их координаты, огневые налеты следовали один за другим.
Ведущим одной пары был Выборнов, вторую вел старший лейтенант Александр Тверяков. Прошли на высоте 300–400 метров под облаками, но «раму» не обнаружили. Тогда решили сделать заход с территории, где находились немцы. Углубившись на 20–30 км, попали под сильный зенитный огонь. Когда набрали высоту, обнаружили, что на высоте 2500–3000 метров на нашу территорию держат курс «юнкерсы» и «хейнкели». 45 мощных бомбардировщиков шли под прикрытием 20 истребителей.
Преимущество врага было очевидно, но наши летчики принимают решение атаковать. Во время боя Тверяков сумел подбить один «хейнкель», но следом вспыхнул и его Як-7. Бросая самолет в разные стороны, сумел сбить пламя. Выборнов передал ему по радио: «Бросай самолет!..», но Тверяков не реагировал. Сел на поле вблизи леса. Без шасси, на фюзеляж, к тому же на территории, занятой немцами. Самолет дымился, кабина осталась закрытой.
Выборнов понял, что его ведомый, видимо, тяжело ранен. Надо вывозить! Передал в эфир команду: «Прикройте, сажусь в поле». На пробеге самолет дважды зарылся носом, но летчик не обратил на это внимания. Подрулил и, не выключая двигателя, выскочил из самолета. Тверяков был в кабине, окровавленный, с обожженным лицом. Выборнов растормошил друга, чтобы восстановить дыхание. Но говорить раненый не мог — губы слиплись от огня и крови. Александр Иванович сдвинул фонарь, помог Тверякову выбраться.
Но что делать дальше, Выборнов пока не знал: в одноместную кабину своего самолета товарища не поместить. Мгновенно пришла спасительная мысль: вывезти друга в отсеке для инструмента, что сзади кабины летчика. Быстро затолкал его туда, правда, ноги не поместились. Забрался в кабину, пошел на взлет. Самолет пробежал весь участок поля, уже поляна заканчивается, а скорости для взлета не хватает. Впереди деревья. Выборнов решил, что это конец. Но летчика спас невесть откуда взявшийся бугорок. С него, как с трамплина, самолет оторвался от земли и, покачиваясь, задевая верхушки деревьев, взлетел. Развернулся на восток. Минут через 15 вместе со штурмовиками Ил-2 зашел на посадку на их передовой аэродром. Заглох мотор, закончилось топливо, но все же удалось посадить самолет на край аэродрома. До своего Выборнов не дотянул километров 40–50. А когда взглянул на Як, задрожали ноги: лопасти винта были согнуты. Как только ему удалось дотянуть и взлететь с ограниченной площадки?
Подъехавшим на санитарной машине врачам Выборнов передал своего друга. Тверяков долго пробыл в госпитале, но после излечения продолжал воевать. Позднее погиб в воздушном бою. А от сослуживцев Александр тогда узнал, что вражеские «мессеры» уже кружили над местом посадки его Яка, пытаясь уничтожить самолет, но наши летчики, вступив в схватку, оттянули на себя вражеские самолеты.

ПОБЕДИТЕЛИ: Я – «Як», истребитель...

…В СЕНТЯБРЕ 1944 года, когда Александру Ивановичу в торжественной обстановке вручили именной Як-9 с надписью на борту «А.И. Выборнову от каширских школьников», механик Василий Колтунов, с которым летчик прошел всю войну, нарисовал на борту в два ряда 20 красных звезд. Столько вражеских самолетов было к тому времени на боевом счету капитана. 12 из них лично, и еще два – в группе он сбил в сражении на Курской дуге. Его фамилия неизменно присутствовала в списках групп, выполнявших наиболее сложные задачи. Снайперски бил Выборнов фашистов в небе Украины, Польши, Чехословакии, Венгрии, Германии. Не просто давались эти воздушные победы. Как признается ветеран, и «страшно было, когда сверху ходят «мессеры» или «фокке-вульфы». Нервы-то не железные. Но когда бой – здесь уже азарт, чтобы тебя не сбили. И головой крутишь, чтобы сзади самолет противника не забрался».
Именно после схваток в небе над Курском грудь летчика украсили ордена Красной Звезды и Отечественной войны I степени. Давались они непросто, и вот красноречивое тому свидетельство. В начале сентября 1943-го Яки прикрывали штурмовиков, которым предстояло подавить скопление техники и живой силы врага в районе Красной Знаменки. Илы удачно выполнили задание, поступила команда возвращаться. И тут по радио со станции наведения летчики услышали: «Все, кто находится в воздухе, помогите! Нас бомбят «юнкерсы»!
Четверка истребителей рванула в указанный квадрат. Насчитали до тридцати «юнкерсов», выше – истребители прикрытия. Наши летчики снизились до бреющего полета, затем старший лейтенант Михаил Сачков, а потом и Выборнов ударили по фашистам с близких дистанций. В бою у летчиков было прекрасное взаимопонимание. Они предупреждали друг друга о начале атаки. В эфире то и дело звучало: «Прикрой, атакую!». Атака Сачкова оказалась удачной: своим огнем он поразил вражеский самолет. В хвосте другого «юнкерса» пушка Выборнова сработала точно по прицелу. Он загорелся и стал падать, кувыркаясь с носа на крыло.
Потеряв несколько самолетов, фашистские пилоты дрогнули и начали уходить на свою базу. А Выборнов вместе с Сачковым догнали один из самолетов, на борту которого красовался дракон. Как тот ни маневрировал, но против пары наших асов ничего сделать не смог. Удачная атака — и «дракон», выпустив шлейф черного дыма, зацепился за деревья и взорвался.
После боя выяснилось, что по личному распоряжению командующего 40-й армии генерала Кирилла Москаленко, которому сразу же доложили об этом дерзком бое и мастерстве летчиков, они были награждены орденами Отечественной войны I степени.
Были во фронтовой биографии аса не только победы, случались и горькие страницы, которые он сумел пережить, чтобы снова идти в бой. Однажды его сбили под Киевом, он упал на вражеской территории, к счастью, остался жив, сумел выбраться к своим.
Лучшие воспоминания Выборнова связаны с замечательными людьми, с которыми ему посчастливилось познакомиться на фронте. Настоящая мужская дружба надолго связала Александра Ивановича с Арсением Ворожейкиным. Вместе они начинали на Калининском фронте. Тогда, летая на И-16, молодой пилот Выборнов особых достижений не имел, и потому усиленно перенимал опыт мастеров воздушного боя, таких как Ворожейкин, у которого он учился сочетанию огня и маневра. К концу войны дважды Герой Советского Союза генерал-майор Ворожейкин с 52 победами вышел на шестое место среди всех советских асов. После войны написал несколько книг, в которых тепло пишет о своем ведомом. Арсений Ворожейкин настолько дорожил надежным прикрытием со стороны Выборнова, что их боевой союз просуществовал два года, не прерываясь даже тогда, когда Александр Иванович уже командовал эскадрильей.
С тех военных лет связывает Александра Ивановича дружба со многими именитыми асами. В семейном альбоме Выборнова – снимки с Иваном Кожедубом, Виталием Попковым, Степаном Микояном, Владимиром Ильюшиным и другими прославленными летчиками. Впрочем, список этот весьма обширен.
А тот именной самолет повлиял не только на фронтовую судьбу Александра Ивановича. Впрочем, по порядку. В 1943 году школьники его родной Каширы решили заработать на самолет для земляка. По 50–70 копеек собрали 72000 рублей. Обратились к Верховному Главнокомандующему с просьбой вручить этот самолет их земляку. Сталин дал добро. Это был единственный за годы войны случай, когда деньги на именной самолет собрали школьники. Землякам Выборнов написал письмо со словами благодарности за дорогой подарок и отослал фотографии истребителя.
Свой именной Як-9 он берег. В Сандомирской операции по самолету прицельно поработали зенитки противника, которые повредили Яку мотор. Выборнов попытался выпустить шасси — одна стойка не вышла. Надо бы прыгать с парашютом, но самолет-то именной! А командир полка с КП сначала требовал, а потом уговаривал покинуть самолет. Но Александр все же зашел на посадку и посадил самолет на одно колесо. На пробеге сумел удержать машину, но метров через двести, когда скорость упала, и крыло коснулось земли, Як-9 дважды крутануло вокруг оси. Конечно, риск был немалый, но жив остался и самолет спас. Через три дня, благодаря мастерству механиков, «каширский школьник» был снова готов к бою. На нем Александр Иванович и воевал до конца войны, которая закончилась для аса 12 мая в небе Чехословакии.

ПОБЕДИТЕЛИ: Я – «Як», истребитель...

СВОЮ жизнь Александр Иванович связал с армией и вскоре после войны поступил в Военно-воздушную академию. В 1954 году окончил ее, командовал полками и дивизиями. Позднее служил на высоких должностях в ПВО страны и Министерстве обороны. В его летной книжке записаны все МиГи с индексами от 15 до 27, Су-7Б, Су-9, Су-11, Су-15, Су-17. Летал в составе экипажа на Ил-28, Ту-16, Ту-95, Ту-128.
В 1967 году Александра Ивановича командировали в Египет, армия которого потерпела поражение в «шестидневной» войне с Израилем. Авиация египтян была практически уничтожена, и советское руководство рассматривало варианты срочной военной помощи. Один из них предусматривал размещение на Ближнем Востоке крупной группировки советских войск, в том числе и авиации в составе пяти полков ПВО и семи — ВВС. Для определения возможности осуществления этого плана в Египет и направили группу военных высокого ранга, в числе которых был и генерал-майор авиации Выборнов. Оценив обстановку на месте, советские специалисты убедились, что войска в Египет вводить нельзя. Ограничились тем, что во всех частях появились советские советники.
Одновременно Александр Иванович убедился, что авиация страны к боевым действиям не готова. Египтяне не придавали значения секретности, а израильская разведка тем временем работала с высокой эффективностью. Приехав как-то перед полетом на аэродром, Выборнов стал свидетелем его штурма четверкой израильских «Миражей». В капонирах стояли МиГ-21 и лишь в двух центральных и двух боковых — закрытые чехлами макеты, в одном крыле ангара — исправные Су-7, в другом — разукомплектованные. Тремя атаками с пикирования были сожжены все МиГи и разрушен ангар. В макеты и неисправные самолеты не попал ни один снаряд. Было понятно, что израильская разведка владела необходимыми данными, а летчики продемонстрировали высокую боевую выучку. Египтяне открыли огонь из зениток лишь тогда, когда противник прекратил атаки и ушел на малой высоте.
В Египте Выборнову пришлось совершить полтора десятка боевых вылетов. Он имел к тому времени звание «Заслуженный военный летчик СССР» и свободно пилотировал состоявшие на вооружении у «подопечных» МиГ-15, МиГ-17 и Су-7. Вернулся домой через три месяца. Его боевая работа на Ближнем Востоке отмечена орденом Красного Знамени.
В 1981 году по состоянию здоровья и выслуге лет Выборнов завершил свою армейскую службу.

ПОБЕДИТЕЛИ: Я – «Як», истребитель...

Но не в его характере сидеть дома без дела. Часто бывает в школах и вузах города, в том числе военных, активно участвует в международном ветеранском движении. Особое место в жизни Александра Ивановича занимает литературное творчество. Написал несколько книг.
По приглашению летчиков-ветеранов США Александр Иванович дважды побывал в этой стране, делился там своим боевым опытом и воспоминаниями о былом. Состоит в международном клубе «Красне орлы». В 2001 году русская секция Международной академии наук Германии избрала его почетным академиком. В общем, покой прославленному асу только снится.

Владимир ГОНДУСОВ
Фото из архива А.И. ВЫБОРНОВА

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Реклама

Тритиевые маркеры GlowForce

Самоактивируемая подскетка Trigalight

momentum