TraserH3.ru
Актуально
Реклама

термос Stanley

Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс.Метрика

Предзаказ часов Traser OdP Evolution

 

        Март 2011 года
     
Архив: ФЛАГМАН МОРСКОЙ РАЗВЕДКИ
 
  Архив: ФЛАГМАН МОРСКОЙ РАЗВЕДКИ

В разгаре «холодная война».Противостояние двух сверхдержав вышло на невиданные рубежи: на земле, в океане и в космосе. Непрерывная гонка вооружений, достижения научно-технического прогресса и как следствие постоянное улучшение характеристик средств нападения выдвигали новые требования по сбору информации о вероятном противнике, дислокации его сил и средств. Разведывательные комплексы на борту космических спутников кораблей и самолетов становились «ушами и глазами» Верховного командования, главным фактором при принятии стратегических решений, а также при контроле достигнутых договоренностей.
В Советском Союзе был построен уникальный военно-морской комплекс — большой разведывательный корабль «Урал», оснащенный ядерной энергетической установкой Его спустили со стапеля в 1983 году, в 1989-м на «Урале» был поднят Военно-морской флаг СССР. Корабль получил бортовой номер ССВ-33. ССВ расшифровывается как «судно связи», что значило на флоте СССР разведывательное судно. Это был корабль, которому подходит характеристика «самый-самый». Самый большой в мире корабль-разведчик, самый большой в СССР надводный корабль с ядерной энергетической установкой, единственный корабль связи проекта 1941 («Титан»), корабль, оснащенный уникальной системой специальных технических средств разведки «Коралл». Но срок «Уралу» был отмерен недолгий. Его судьба, как в зеркале, отразилась в судьбе СССР…
«Урал» задумывался советским руководством в значительной степени в ответ на развертывание американской новой межконтинентальной баллистической ракеты типа «MX», которая могла доставить на территорию СССР десять ядерных боеголовок. Дело в том, что на атолле Кваджалейн в Тихом океане, который с 1983 года стал одним из научно-исследовательских центров реализации программы СОИ, находились (и до сих пор находятся) военно-воздушные и военно-морские базы США, с которых запускались ракеты-перехватчики для поражения советских ядерных боеголовок. Несмотря на то что советские суда «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров», были оснащены специальными контрольно-измерительными приборами для наблюдения за космическими объектами, они не могли осуществлять контроль за Кваджалейном. На них не было активных радиолокаторов, все приборы предназначались лишь для приема сигналов с отечественных спутников. В отсутствие у СССР военно-морских баз в этом регионе был необходим корабль, способный ходить неограниченное время без дозаправки в нейтральных водах вблизи побережья США и накрыть радиоэлектронным полем американские базы межконтинентальных баллистических ракет, аэродромы стратегической авиации. Но возможности такого корабля могли быть значительно расширены: он смог бы собирать всеобъемлющую информацию о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе Мирового океана.
Военный корабль с силуэтом научно-исследовательского судна Академии наук или командно-измерительного комплекса для слежения за спутниками должен был выполнять функции передового плавучего центра ракетно-стратегической обороны СССР. По совместному постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР в 1981 году на ленинградском Балтийском заводе им. Орджоникидзе по проекту ЦКБ «Айсберг» Министерства судостроительной промышленности началось строительство корабля, получившего название «Урал». Разработка системы специальных технических средств разведки «Коралл» была поручена ЦНПО «Вымпел» Министерства радиопромышленности. В ее создании принимали участие более 200 НИИ, КБ, заводов-изготовителей и монтажно-настроечных организаций. Систему Военно-морскому флоту сдавало знаменитое ПО «Гранит». Основной «начинкой» «Урала» являлась аппаратура радиоэлектронной разведки с обработкой получаемой информации в реальном масштабе времени. Система «Коралл» включала семь мощнейших радиоэлектронных комплексов. Для обработки получаемой информации был смонтирован уникальный вычислительный комплекс, состоящий из двух ЭВМ типа «Эльбрус» и несколько ЭВМ «ЕС-1046». Серия советских суперкомпьютеров «Эльбрус», процессоры и системы на их основе были разработаны в Институте точной механики и вычислительной техники. С их помощью можно было расшифровывать характеристики любого космического объекта на удалении до 1,5 тыс. км, определять состав топлива баллистических ракет по их выхлопным газам и состав теплозащиты ядерных боеголовок. В комплекс разведывательной аппаратуры корабля входил «фотоаппарат» с диаметром объектива около 1,5 метров. Благодаря ядерной силовой установке «Урал» мог идти со скоростью в 20 с лишним узлов длительное время без дозаправки. Благодаря своей уникальной конструкции «Урал» является единственным трёхмачтовым боевым кораблём в мире. Если не считать входящие в состав многих ВМС учебные парусные корабли.
По статусу «Урал» был военным разведчиком, но не был предназначен для боевых действий. Тем не менее ему полагалось вооружение, которое соответствовало вооружению эсминца. На борту корабля имелись две 76-мм артиллерийские установки АК-176 (на носу и на корме), четыре шестиствольные 30-мм установки «Ока», четыре двуствольные 12,7-мм пулеметные установки «Утес-М», ПЗРК «Игла» (16 ракет 9-М313). В специальном ангаре на корме базировался вертолет Ка-32. Экипаж насчитывал более 900 человек, среди них более 400 офицеров и мичманов. Не надо обладать богатым воображением, чтобы представить, каким должен был быть корабль по размерам и объему, чтобы разместить такое хозяйство. Его корпус сделали, взяв за основу конструкцию атомного ракетного крейсера проекта 1144 типа «Киров». Высота корабля от киля до клотика составила 70 м (это высота 28-этажного дома), длина — 265 м. Для отдыха экипажа были предусмотрены спортзал, кинотеатр, бильярдная, бассейн, сауны, игровые автоматы. Самой сложной проблемой оказалось размещение на корабле оборудования, созданного для эксплуатации на суше. В итоге строительство корабля «Урал» длилось семь лет. В уже готовом корпусе разваривались технологические отверстия, туда устанавливалась аппаратура, отверстия заваривались, и так от палубы к палубе. В декабре 1988 года одновременно с тяжелым ракетным крейсером «Калинин» большой разведывательный корабль «Урал» был спущен на воду. Он стал четвертным атомоходом советского надводного флота. В 1989 году корабль вошел в боевой состав ВМФ СССР.
После того как был подписан акт госприемки корабля главный конструктор «Урала» М. А. Архаров был удостоен звания Героя Социалистического Труда, кроме того, ему, никогда не находившемуся на военной службе, было присвоено военное звание «контр-адмирала».
В августе 1989 года «Урал» под командованием капитана I ранга И. Кешкова начал переход к месту постоянного базирования — в порт Тихоокеанск (Фокино). Этот переход из Балтийского моря в акваторию Тихого океана продолжался почти два месяца. В походе корабль-разведчик эскортировала атомная подводная лодка.По пути «Урал» посетил и некоторое время стоял в Камрани. На протяжении этих двух месяцев была опробована специальная аппаратура, с помощью которой были зафиксированы пуск американского шаттла «Колумбия», вывод на орбиту с территории США двух спутников, запущенных в соответствии с программой «звездных войн», параметры иностранных военных баз, сопровождавших «Урал» кораблей и самолетов НАТО.
19 сентября патрульный корабль ПЛО ВМС Японии обнаружил западнее острова Окинава атомный корабль советского ВМФ водоизмещением 32 тысячи тонн. Название корабля и его задачи в указанном районе не установлены. По мнению специалистов Управления национальной обороны Японии, он предназначен для слежения за баллистическими ракетами и ИСЗ военного назначения, так как оснащен большим количеством РЛС. Другие специалисты считали, что этот корабль переброшен на Дальний Восток в качестве флагмана ТОФ ВМФ СССР.
Во время перехода сложнейшая аппаратура часто выходила из строя, барахлила система охлаждения реактора, постоянно приходилось отлаживать работу компьютерного комплекса. К тому же возник крен в пять градусов на левый борт, который так и не удалось устранить.
Прибыв в залив Стрелок к месту своего базирования, БРЗК ССВ-33 «Урал» стал флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей ТОФ. «Урал» вынужден был оставаться на рейде, так как соответствующего причала для него не подготовили. А это означало, что ни топлива, ни воды, ни электричества подать с берега на судно невозможно. «Уральские» дизели-генераторы вынуждены были работать на полную мощность беспрерывно, чтобы поддерживать жизнедеятельность корабля. В общем, «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», и даже хуже.
Тем не менее началась подготовка к походу в район Маршалловых островов — военных баз США. Но «Урал» не смог даже в первом приближении выполнить задачи, для решения которых он, собственно, и строился. Устранить неполадки в системе охлаждения ядерной установки не удавалось, сбоила и система специальных технических средств «Коралл». Однако самый большой удар был нанесен по экипажу. После освобождения от воинской службы бывших студентов по вступившему в силу в 1989 году закону СССР «О воинской обязанности» большинство младших специалистов уволились в запас. Выпускники военных сухопутных училищ и академий — специалисты по эксплуатации уникальных комплексов системы «Коралл», МВК «Эльбрус» и функционального программного обеспечения — не желали больше служить на флоте. Осиротевший «Урал» большую часть времени стоял на швартовых бочках в заливе Стрелок. А летом 1990 года вспыхнул пожар. Было выведено из строя кормовое машинное отделение, сгорели электрокабели. Электроэнергия подавалась с помощью аварийных дизель-генераторов.

Архив: ФЛАГМАН МОРСКОЙ РАЗВЕДКИ

В 1991 году Советский Союз рухнул, и содержать дорогостоящую махину стало некому. Не помогло и отчаянное письмо с просьбой спасти уникальный корабль бывшего командира «Урала» И. Кешкова Президенту России Б. Н. Ельцину. На письмо никто не откликнулся.
И покатилось… «Урал» медленно, но верно приходил в негодность. В 1992 году ядерные реакторы были заглушены. Имущество и оборудование потихоньку разворовывалось. От многочисленной команды на «Урале» осталось около двух десятков человек, которые не без иронии стали расшифровывать аббревиатуру ССВ как «специальный спальный вагон». В итоге в 2008 году колосс на «ядерных ногах» в буквальном смысле был сдан в утиль. Был проведен тендер на утилизацию корабля и его ядерной энергоустановки, которая началась в 2010 году на дальневосточном заводе «Звезда» в г. Большой Камень.
Грандиозный оборонный советский проект провалился. По прошествии более 20 лет становится очевидно, что создание такого гиганта и его эксплуатация на Тихоокеанском флоте, где не было соответствующих объектов береговой инфраструктуры, быта, ремонта, явилось ошибкой. Колоссальные средства, вложенные в строительство «Урала», оказались брошенными на ветер.
Нет сомнения в том, что в постсоветской России «Урал» все-таки можно было бы эффективно использовать. Даже когда корабль находился на рейде в заливе Стрелок, он мог контролировать всю северную часть Тихого океана, перехватывать радиообмен в сетях ВМС и ВВС США и Японии. Приближаясь же к территории США, «Урал» был способен получать информацию с американских спутников связи, наземных телекоммуникационных кабелей, мобильных телефонов. Возможно, что корабль мог бы заменить центр радиоэлектронной разведки на острове Куба, в городе Лурдесе, оставленный Россией в 2002 году.К сожалению, такая задача
не ставилась…

Евгений Музруков
Фото из архива автора

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Реклама

Тритиевые маркеры GlowForce

Самоактивируемая подскетка Trigalight

momentum