TraserH3.ru
Актуально
Реклама
Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс.Метрика


 

        Июнь 2011 года
     
ОРУЖЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ: ПО САМОЛЕТАМ ИЗ «РОГАТКИ» – ОГОНЬ!
 
  ОРУЖЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ: ПО САМОЛЕТАМ ИЗ «РОГАТКИ» – ОГОНЬ!

Те, кому доводилось стрелять из охотничьего ружья по дичи влет, наверное, и не подозревают, что их мозг в это время в считанные доли секунды решал сложную математическую задачу. Выражаясь инженерным языком, решалась задача о встрече двух тел, движущихся в трехмерном пространстве. А со стороны это выглядит чрезвычайно просто: поймай дичь на мушку, вынеси точку прицеливания и плавно нажми на спусковой крючок. Конечно, скорость движения такой воздушной цели невелика — несколько десятков километров в час, и для повышения надежности поражения стреляют не пулей, а зарядом дроби, как правило, из двуствольного ружья. А как же попасть в воздушную цель, скорость полета которой может достигать нескольких сотен, а иногда и тысяч километров в час? Пока секундная стрелка, торопливо прыгая по циферблату, сделает одно движение, современный истребитель-бомбардировщик, летящий со скоростью, к примеру, 2000 км/ч, может приблизиться к объекту атаки на 30 километров. Значит, готовность к открытию огня должна быть очень высокой. Но этого мало. За одну секунду цель пролетает расстояние в полкилометра. Следовательно, в зоне зенитного огня она находится ограниченное время.
Вот почему так сложны технические вопросы, связанные с созданием зенитного оружия. Любое зенитное оружие должно быть скорострельным, по возможности многоствольным, а управление им должно быть настолько совершенным, чтобы в кратчайший промежуток времени произвести наибольшее количество прицельных выстрелов.
Появление зенитного оружия в начале двадцатого века — факт объективный и закономерный. Ведь уже к началу Первой мировой войны самолеты как средства воздушного нападения стали представлять реальную угрозу для войск и объектов тыла. Первоначально борьбу с ними вели весьма упрощенно. Обычные полевые орудия ставили на специальные станки таким образом, чтобы можно было стрелять вверх. Разумеется, их огонь был малоэффективным, и вскоре началась разработка специальных систем зенитной артиллерии, например 76-мм зенитной пушки, созданной русскими конструкторами в 1915 году на Путиловском заводе.
Развивались средства воздушного нападения, совершенствовалась и зенитная артиллерия. Стали создаваться орудия не только малого калибра (20–60 мм), но также среднего (60–100 мм) и даже крупного (свыше 100 мм).
Во время Второй мировой войны эффективность зенитных пушек, особенно малокалиберной зенитной артиллерии, заметно возросла, увеличилась плотность огня, причем борьба с самолетами стала вестись и ночью. Интересно отметить, что наивысшая плотность зенитной артиллерии при обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда была в 8–10 раз больше, чем при обороне Берлина и Лондона. Всего за годы Великой Отечественной войны наша зенитная артиллерия сбила более 23 тысяч вражеских самолетов. Это говорит о самоотверженных и умелых действиях советских зенитчиков, о высоких боевых качествах отечественной зенитной артиллерии. Именно в это время малокалиберные зенитные автоматы, помимо своей основной задачи — борьбы с низколетящими самолетами, стали активно применяться и в наземных боях. Зенитные орудия калибра 20–37 мм использовались в качестве тяжелого крупнокалиберного автоматического оружия против вражеской пехоты и полевых укреплений, а также для борьбы с легкими танками, БТРами, самоходными орудиями, тягачами и автотранспортом. Именно малокалиберные зенитные автоматические орудия явились универсальным огневым средством.
Отечественные конструкторы создали немало артиллерийских зенитных систем, обладающих высокими тактико-техническими характеристиками. И в настоящее время на вооружении Российской армии находятся различные образцы зенитной артиллерии, которые в полной мере отвечают современным требованиям, предъявляемым к оружию такого рода.
Одним из таких орудий является 23-мм спаренная зенитная артиллерийская установка ЗУ-23 (2 А13).
Зенитная установка ЗУ-23 была разработана в соответствии с тактико-техническими требованиями Главного артиллерийского управления, которые были выданы оборонной промышленности СССР в 1954 году. 23-мм автомат 2 А14 для этой зенитной установки был создан тульскими конструкторами ЦКБ-14 (впоследствии Конструкторского бюро приборостроения) Н. М. Афанасьевым и П. Г. Якушевым в 1957 году. Испытания спаренной зенитной установки проводились до 1959 года. 22 марта 1960 года установка была принята на вооружение Советской армией под названием «23-мм спаренная зенитная установка ЗУ-23» (индекс ГАУ «2 А13»). Серийное производство автоматических пушек 2 А14 для ЗУ-23 было освоено на заводе № 535 в Туле, однако еще более 10 лет на предприятии проводилась их дальнейшая доводка, устранение отдельных конструктивных недостатков по опыту эксплуатации. В настоящее время зенитная установка ЗУ-23 состоит на вооружении Российской армии, а также армий нескольких десятков стран мира.

ОРУЖЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ: ПО САМОЛЕТАМ ИЗ «РОГАТКИ» – ОГОНЬ!

Специалисты обоснованно считают спаренную зенитную установку ЗУ-23 мощным средством борьбы с воздушными целями, в том числе и с вертолетами, на различных дальностях. Более того, она успешно используется и для борьбы с наземными легкобронированными целями и огневыми точками, а также для поражения живой силы. Такая универсальность очень важна в бою. Особенно в те моменты, когда необходимо поразить внезапно появляющиеся и быстро движущиеся наземные или воздушные цели.
Зенитная установка ЗУ-23 состоит из двух 23-мм автоматических пушек 2 А14; их станка; легкого лафета с подъемным, поворотным и уравновешивающим механизмами, на двухколесном ходу; зенитного автоматического прицела ЗАП-23 и дополнительного оптического прицела Т-3 для стрельбы по наземным целям.
Автомат 2 А14, разработанный на базе 23-мм скорострельной авиационной пушки, состоит из нарезного ствола длиной 87,3 калибра (2010 мм), ствольной коробки, затворной рамы, затвора, а также подающего, спускового и возвратного механизмов. Механизмы автоматики работают за счет использования энергии пороховых газов, отводимых через боковое отверстие в стволе. Запирание канала ствола — клинового типа, осуществляется вертикальным подъемом затвора в пазах ствольной коробки. Спусковой механизм позволяет вести только автоматический огонь. Процесс перезаряжания — полуавтоматический, который сведен к одной-единственной операции — замене патронной коробки. Для этого в конструкцию автомата введен простой механизм, обеспечивающий блокировку подвижных частей в заданном положении на шептале, когда в ленте на линии досылания оставался последний патрон, а в патронной коробке — установлен подаватель с рычагом. При продвижении патронной коробки в коробкодержателе рычаг обеспечивал поворот подавателя, который досылал первый патрон из патронной коробки в приемник автомата, при этом блокировка подвижных частей автоматически снималась. Благодаря этому, после замены патронной коробки и подачи первого выстрела из ленты к окну подавателя автомата можно было продолжать ведение стрельбы без выполнения каких-либо дополнительных действий. Данное решение позволило обеспечить большую практическую скорострельность зенитной установки.
Ресурс живучести автомата составляет 6000 выстрелов, ресурс каждого ствола — 3000 выстрелов (при условии охлаждения после каждых 100 выстрелов). В патроннике ствола имелись канавки Ревелли, облегчающие экстрагирование стреляных гильз. На стволе смонтирован пламегаситель эжекторного типа. Впоследствии гарантийную живучесть ствола увеличили до 8000 выстрелов, а модернизированный вариант автомата получил индекс «2 А14 М».
При интенсивной стрельбе ее темп доходит до 2000 выстрелов в минуту, что вызывает неизбежное интенсивное нагревание стволов, которые при определенном температурном пределе необходимо сменять. Поэтому во время стрельбы предусмотрена их замена запасными стволами, входящими в комплект ЗИП. Эта операция в полевых условиях занимает всего 15–20 секунд.
Оба автомата 2 А14 закреплены на люльке верхнего станка лафета. Левый и правый автоматы одинаковы по конструкции и отличаются лишь деталями механизма подачи ленты из патронных коробок, крепящихся по обе стороны автоматов на верхнем станке лафета. Верхний станок, платформа с ходом, а также подъемный, поворотный, уравновешивающий механизмы служат для наведения установки в цель и ее транспортировки. На основании верхнего станка лафета расположены два сиденья. Маховик подъемного механизма с рукояткой тормоза расположен с правой стороны сиденья наводчика. Зенитная установка имеет два спусковых механизма: ножной (с педалью напротив сидения наводчика) и ручной (с рычагом с правой стороны сиденья наводчика). Эти механизмы позволяют вести стрельбу только одновременно из обоих автоматов. Слева от педали спускового механизма расположена педаль стопора по-походному качающейся части.
Оценку боевых возможностей установки начнем с дальности стрельбы. Применительно к ЗУ-23 следует говорить не о дальности, а о дальностях, и не о двух, а сразу о трех. Ее вертикальная дальность стрельбы — 1500 метров, наклонная (дальность склонения) — 2500 метров, горизонтальная — 2000 метров.
Другой важнейший показатель, характеризующий зенитное оружие, — скорострельность. Это и понятно. В зоне огня воздушные цели находятся буквально считанные секунды. И за это время такую цель надо сначала увидеть, потом прицелиться, а затем непрерывно вести огонь на поражение. Но прицеливаться надо не в самолет, а в воображаемую точку, находящуюся по курсу цели, то есть производить вынос точки прицеливания. К этой точке снаряд должен прилететь одновременно с воздушной целью. Вот почему зенитная установка стреляет без пристрелки: каждая очередь рассчитывается и ведется как бы по новой цели. Причем сразу на поражение.

ОРУЖЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ: ПО САМОЛЕТАМ ИЗ «РОГАТКИ» – ОГОНЬ!

Понятно, что для этого надо предварительно знать скорость воздушной цели и высоту ее полета. Конечно же, одиночными выстрелами воздушную цель сбить практически невозможно. Надо стрелять очередями или даже вести непрерывный огонь, и чем больше скорострельность, тем лучше. Разумеется, бесконечно повышать скорострельность нельзя, есть разумные пределы, существуют и технические ограничения.
Скорострельность каждого из автоматов 2 А14 составляет 1000 выстрелов в минуту, т. е. два автомата установки ЗУ-23 выбрасывают навстречу цели 2000 снарядов в минуту с начальной скоростью 980 м/с.
Если принять во внимание, что масса снаряда составляет без малого 200 граммов, то в течение одной секунды по воздушной цели ударит мощный заряд, состоящий из 33 снарядов, общей массой более 6 килограммов. Достаточно одному снаряду попасть, например, в лопасть несущего винта вертолета, и воздушной цели будет нанесено ощутимое поражение. Так что секундный поток из 33 снарядов — гарантия того, что воздушный противник будет остановлен, даже если он летит со скоростью до 200 м/с.
Смонтированные на верхнем станке лафета механизмы наведения обеспечивают круговой обстрел с углами возвышения до 90 градусов. При этом скорость наводки в горизонтальной плоскости составляет 60–70 градусов в секунду, в вертикальной — до 50 градусов в секунду. Спаренная установка может бить прямо в зенит, так как угол возвышения достигает 90 градусов, и благодаря тому, что угол горизонтального обстрела не ограничен, способна поражать воздушные цели, летящие с любых направлений. В установке применены очень удачные и компактные ручные приводы вертикальной и горизонтальной наводки с уравновешивающим механизмом пружинного типа. Достаточно сказать, что скорость наводки по горизонтали составляет 60 градусов в секунду. Иными словами, при необходимости стволы установки могут быть переброшены в противоположную сторону всего за три секунды!
Зенитная установка ЗУ-23 имеет отличную мобильность. На большие расстояния она легко перевозится на прицепе армейскими грузовыми автомобилями, поскольку ее масса в походном положении вместе с чехлами и снаряженными патронными коробками составляет всего 950 килограммов. Ходовая часть установки, снабженная торсионным подрессориванием, допускает максимальную скорость буксирования по шоссе 70 км/час. На пересеченной местности эта скорость снижается до 20 км/час. Для повышения мобильности ЗУ-23 для частей ВДВ был разработан ее самоходный вариант «Скрежет» с размещением зенитной установки открыто на крыше десантного бронетранспортера БТР-Д. Впрочем, в войсках широко используются и импровизированные самоходные установки, представляющие собой обычный грузовой автомобиль, в кузове которого установлена ЗУ-23.
К еще одному из преимуществ установки ЗУ-23 относится ее исключительная ремонтопригодность, что существенно увеличивает ее боевые качества.
В боекомплект ЗУ-23 входят 23 х152 мм унитарные патроны со стальной гильзой и снарядами двух типов — осколочно-фугасно-зажигательными (ОФЗ) или осколочно-фугасно-зажигательно-трассирующими (ОФЗТ) и бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ).
Повсеместно используется следующая схема снаряжения патронной ленты — один патрон БЗТ на три-четыре патрона со снарядом ОФЗ или ОФЗТ. Питание автоматов производится с помощью рассыпных металлических лент, каждая из которых снаряжается 50 патронами. Ленты укладываются в патронные коробки. Для быстрой смены патронных коробок в расчете установки предусмотрены два номера.

ОРУЖЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ: ПО САМОЛЕТАМ ИЗ «РОГАТКИ» – ОГОНЬ!

Расчет спаренной зенитной установки ЗУ-23 состоит из пяти номеров: командир, наводчик, прицельный, правый заряжающий и левый заряжающий.
Установка ЗУ-23 при решении своей основной боевой задачи — противовоздушной обороны, может обеспечить вероятность поражения воздушной цели (самолета, летящего со скоростью 200 м/с) за пролет зоны всего 0,023. Еще меньше вероятность гарантированного попадания в современную скоростную и высокоманевренную цель. Однако заградительный огонь установки ЗУ-23 по-прежнему опасен, и несколько 23-мм снарядов могут вывести из строя любой летательный аппарат.
Именно поэтому в последние годы Конструкторским бюро точного машиностроения им. А. Э. Нудельмана в целях повышения эффективности было проведено усовершенствование систем наведения и прицеливания спаренной зенитной установки ЗУ-23, что помогло полнее реализовать возможности автоматов 2 А14. На основе модульного построения вновь вводимых систем с повышенными боевыми возможностями был разработан ее модернизированный вариант — ЗУ-23 М. Подобный принцип проведения модернизации позволил использовать заимствованные серийные и опытные образцы приборов и систем с незначительной доработкой штатной зенитной установки ЗУ-23.
Демонтировав с установки зенитный автоматический прицел ЗАП-23 и рабочее место оператора, конструкторы смонтировали на ней следующие приборы и системы:
— электромеханические приводы горизонтального и вертикального наведения;
— пульт наведения;
— бинокулярный коллиматорный прицел со встроенным миниатюрным видеосмотровым устройством и светящимися сетками для работы по воздушным и наземным целям;
— оптико-электронную систему, состоящую из лазерного дальномера, телевизионного канала, оптико-механического узла (может дооснащаться для работы ночью теплопеленгационным каналом или низкоуровневой ТВ-системой);
— прибор автоматического захвата и сопровождения (автомат сопровождения цели);
— цифровую вычислительную машину;
— вращающееся контактное устройство;
— пульт управления и индикации;
— аппаратуру приема и реализации внешнего целеуказания.
Все эти приборы и системы в виде компактных блоков и контейнера с электронной аппаратурой управления были установлены на вращающейся платформе верхнего станка вместо прицельного номера расчета — справа от автоматов. Кроме того, недавно появилась еще одна модификация ЗУ-23 М1, представляющая ЗУ-23 М c размещенным на ней комплексом «Стрелец», т. е. дополнительно смонтированными два пусковых устройства для ПЗРК типа «Игла» (9 К38) и др.
В результате усовершенствования зенитной установки ЗУ-23 вероятность поражения воздушной цели возросла в 3 раза. Основным результатом модернизации стало повышение эффективности стрельбы по низколетящим целям, в том числе и по малоразмерным с 0,023 до 0,3–0,4 (в зависимости от скорости полета воздушной цели). При этом поражение воздушных целей обеспечивается не только в дневных условиях, но и ночью.
Зенитная спаренная установка ЗУ-23 широко использовалась для поражения как воздушных, так, и в первую очередь, наземных целей, как Советской армией, так и Вооруженными силами России во всех локальных войнах и военных конфликтах конца двадцатого — начала двадцать первого веков. Максимальное распространение зенитная установка ЗУ-23 получила в качестве средства огневой поддержки подразделений сухопутных войск. В условиях борьбы против нерегулярных военных формирований, ведущих вооруженную борьбу «партизанскими» методами, воинским частям и подразделениям приходилось выполнять боевые и специальные задачи, как правило, самостоятельно в различных районах, сравнительно далеко удаленных от тыловых баз (баз снабжения), что обусловило большую протяженность и уязвимость коммуникаций, пунктов управления и объектов тыла. Наибольшую опасность для наших войск представляли действия противника на транспортных коммуникациях, направленные на срыв снабжения необходимыми материально-техническими средствами (боеприпасы, ГСМ, продовольствие и т. п.) частей и подразделений, выполняющих боевые и специальные задачи в удаленных районах или базирующихся там.
И здесь зенитная установка ЗУ-23 максимально широко приняла участие в наземных боях локальных войн, поскольку ее огонь обладал исключительной эффективностью по сравнению с любым другим типом вооружения мотострелков. Развернутая в боевое положение, зенитная установка ЗУ-23 могла мгновенно и эффективно подавлять внезапно проявляющие себя огневые точки противника на дальности прямого выстрела (около 1000 метров). Наиболее часто это требовалось в скоротечных боевых столкновениях с нерегулярными военными формированиями, действующими небольшими, но сильно вооруженными рассредоточенными группами, то есть в противопартизанских и контртеррористических действиях.
Поэтому зенитная установка ЗУ-23, смонтированная на любом пригодном для этого шасси колесного или гусеничного транспортного средства, стала очень мощным мобильным огневым средством для прикрытия войсковой колонны или участия в маневренном бою.
Впервые Советская армия столкнулась с необходимостью вести подобную войну в Афганистане. Горный рельеф этой страны однозначно определил зенитным установкам главную роль в прикрытии путей снабжения от нападений афганских душманов. Самоходных зенитных установок «Шилка» ЗСУ-23–4 на все нужды не хватало, поэтому сначала инициативно, а впоследствии на совершенно официальных основаниях в состав транспортных колонн включались грузовые автомобили с ЗУ-23, смонтированными прямо в кузовах. Малые габариты и масса ЗУ-23 позволили устанавливать ее на всех типах армейских бортовых автомобилей — ГАЗ-66, ЗиЛ-130, ЗиЛ-131, «Урал» или КамАЗ.
Войны, развернувшиеся на территории Советского Союза после его развала, также не обошлись без широкого использования ЗУ-23. Их можно было встретить в любой из «горячих точек» — Нагорном Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Грузии, Абхазии.

ОРУЖЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ: ПО САМОЛЕТАМ ИЗ «РОГАТКИ» – ОГОНЬ!

Богатейший афганский боевой опыт вскоре был востребован и Российской армией в Чечне. Ситуация, в которой не было ни линии фронта, ни четко обозначенного противника, требовала постоянной готовности огневых средств, и ЗУ-23 оказалась здесь незаменима. Зенитные установки в целом ряде боев стали решающим фактором, обеспечившим победу. Держать противника на расстоянии и не давать поднять головы — здесь было главной задачей зенитных установок. Во второй чеченской кампании с первых же дней выдвижения в Чечню федеральных войск в начале в 1999 года автомашины с ЗУ-23 начали боевую работу. Так, зенитный взвод ЗУ-23, смонтированных на грузовых автомобилях «Урал-375», под командованием старшего лейтенанта С. Корякина участвовал в успешном бою с заградительным отрядом чеченских боевиков на окраине поселка Горагорский. Три машины федеральных войск шли с натянутыми тентами, маскируясь под транспортную колонну без прикрытия. Стволы зенитных установок были опущены под обрез борта и под тент. Боевики начали атаку и получили неожиданный и очень эффектный отпор. В результате скоротечного боя зенитчики, пользуясь преимуществом внезапности, уничтожили заградотряд противника, а также и обнаруженный расчет крупнокалиберного пулемета, что позволило обеспечить развертывание мотострелкового батальона на господствующих высотах вокруг поселка. В Чечне роль зенитной установки ЗУ-23 по-прежнему оставалась очень значимой, хотя после спада активных боевых действий основная нагрузка сместилась на обеспечение охраны военных автоколонн, которым грузовые автомобили с этими установками придавались из расчета одна на пять сопровождаемых машин. Кроме этого, ЗУ-23 продолжали участвовать в усилении комендатур и блокпостов.
Производство спаренной зенитной установки ЗУ-23 наряду с Советским Союзом/Россией осуществлялось также в Египте, КНР (только на экспорт), Чехословакии, Польше, Болгарии и Финляндии.

Сергей МОНЕТЧИКОВ
Фото из архива автора и редакции

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Реклама

Тритиевые маркеры GlowForce

Самоактивируемая подскетка Trigalight

momentum