TraserH3.ru
Актуально
Реклама

Купить инструменты, мультитулы Leatherman

В продаже
Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс.Метрика

Военное время

 

        Сентябрь 2011 года
     
Технологии: Бесчеловечные солдаты
 
  Технологии: Бесчеловечные солдаты

Безусловной тенденцией последнего времени является активная роботизация вооруженных сил различных стран мира. Сегодня роботы бороздят воздушное и водное пространство, они активно используются в зонах боевых действий для разведки и наблюдения, охраны периметра, поиска и обезвреживания взрывоопасных предметов. Военные активно изучают возможность передачи своим «бесчеловечным солдатам» все больших полномочий, привлечения их к решению все более широкого круга задач различного характера, вплоть до применения оружия на поле боя.
Естественно, что наиболее широкое распространение роботизация военного дела получила в самых технологичных, если можно так сказать, вооруженных силах мира — американских. К примеру, только в Афганистане и Ираке на пике численности там воинских контингентов ВС США — в 2007 году — в помощь военнослужащим были выделены около 5000 «сухопутных» роботов различного типа, преимущественно — для разведки и наблюдения, поиска и уничтожения мин, фугасов и других взрывоопасных предметов. При этом всего за три года до этого — в 2004 году — там же в распоряжении американских военных находилось всего 162 робота! Если же добавить к этому, что сегодня на вооружении сухопутных войск США имеется более 4000 беспилотных летательных аппаратов, то можно прийти лишь к одному выводу — вполне вероятно, что в недалеком будущем армии будут способны вести войну по типу «роботы против людей». Впрочем, пока — по крайней мере, в отношении наземных, армейских роботов — даже у американцев все идет не так гладко, как хотелось бы.

Технологии: Бесчеловечные солдаты

Семейство «ТЭЛОН»

Начнем с самого распространенного на сегодня за рубежом американского специального/военного робототехнического комплекса, а точнее — семейства гусеничных роботов «ТЭЛОН» («TALON»), разработанного специалистами компании «Фостер-Миллер» («Foster-Miller»). Более 3000 роботов данного семейства — различных модификаций и назначения — несут службу по всему миру.
Робототехнические комплексы семейства «ТЭЛОН» построены на общей гусеничной базе, различаясь преимущественно модулем с целевой аппаратурой, с помощью которой способны осуществлять поиск и обезвреживать мины, фугасы и взрывоопасные предметы; вести разведку и наблюдение — как на стационарной позиции (так называемая охрана периметра), так и в движении (на поле боя); выполнять роль станции связи или ретрансляции связи; действовать в зараженной местности или в зонах, опасных для здоровья человека (например, в районах химического или радиоактивного загрязнения); участвовать в поисково-спасательных операциях, а также принимать участие в боевых действиях с применением средств поражения. Проводились испытания по применению данных роботов для выноса с поля боя раненых военнослужащих. Результаты были признаны удовлетворительными.
Робот «ТЭЛОН» в базовом многоцелевом варианте имеет длину 86,4 см, высоту — 42,7 см, максимальную массу — от 52 до 71 кг (в зависимости от установленного комплекта целевого оборудования), может брать на себя массу полезного груза до 45 кг и тянуть (буксировать) груз массой до 680 кг, а силовая установка робота позволяет ему развивать скорость до 8,3 км/час и работать без подзарядки своих источников питания — в зависимости от характера местности и выполняемого задания — от 2,8 до 4,5 часа, а в режиме ожидания даже до 7 суток.
Дистанция управления роботом по кабелю составляет 300 м, по радиолинии — до 500–800 м, а при использовании на роботе удлиненной радиомачты — до 1000 м. Устанавливаемый на роботе стандартный манипулятор может поднимать — на полностью вытянутой «руке» — груз массой до 11 кг. Масса комплекта управления составляет 15 кг. В него кроме всего прочего входит и малогабаритный пульт управления типа «джойстик». Система управления может быть стационарной — рабочая станция с «военным ноутбуком», либо носимой — все средства управления размещаются на самом операторе, в карманах специального жилета.
В зависимости от конкретной модели и решаемой задачи, роботы могут оснащаться различными оптикоэлектронными и инфракрасными средствами наблюдения (обнаружения), средствами связи и передачи данных, лазерными дальномерами и другой специальной аппаратурой. В частности, стандартный вариант оснащения робота включает до четырех цветных видеокамер и ИК-камеру. Могут устанавливаться монохромные камеры и приборы ночного видения. По результатам испытаний и эксплуатации роботов семейства «ТЭЛОН» была подтверждена возможность транспортировки комплекта «робот + станция управления» расчетом из двух человек. Подготовка же оператора к управлению данным робототехническим комплексом занимает всего 2,5 рабочего дня.
В качестве рекламы высокого потенциала роботов семейства «ТЭЛОН» представители «Фостер-Миллер» приводили такие эпизоды: один из ранних вариантов робота в течение 45 суток работал на так называемом «нулевом уровне» (Ground Zero) башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке после их обрушения в результате террористического акта 11 сентября 2001 года. За это время не было зафиксировано ни одной поломки или нештатного действия робота, хотя обстановка была чрезвычайно сложной, а условия работы — отнюдь не тепличными. Кроме того, роботы активно принимали и принимают участие в операциях американских ВС в Афганистане и Ираке, привлекаясь к обнаружению и обезвреживанию мин, фугасов и различных взрывоопасных предметов. Причем один из этих роботов подрывался на фугасах три раза, но каждый раз «механического солдата» восстанавливали, и он вновь отправлялся на задание. Другой робот, находившийся на армейском внедорожнике, при следовании по мосту был взрывной волной выброшен и упал в реку, после чего оператору удалось при помощи пульта управления вывести его из воды.
На базе стандартного робота модели «ТЭЛОН» специалистами «Фостер-Миллер», к настоящему времени вошедшей в состав британской компании «КинетиК» («QinetiQ»), была разработана и запущена в производство целая линейка робототехнических комплексов различного назначения, включая следующие модели:
— «Хазмат» («CBRNE/Hazmat») — название робота происходит от термина «Хазардоус Матириэл» («Hazardous Material»), то есть в переводе с английского «опасные вещества». Данный робот оснащен различными средствами обнаружения опасных веществ, такими как дозиметры и газоанализаторы, а также температурными и иными датчиками;
— «Хэви Лифт» («GEN IV Heavy Lift») — отличается от базового «ТЭЛОНА» наличием манипулятора усиленной конструкции и большей длиной захвата;
— «Респондер» («Responder») — вариант, специально разработанный для сил правопорядка и охраны общественной безопасности;
— «ТЭЛОН СВАТ/МП» («TALON SWAT/MP») — модификация, созданная специально под требования подразделений специального назначения полиции (так называемые группы SWAT — от Special Weapons and Tactics) и способная решать такие задачи, как закладка взрывных устройств для выставления дверей или прокладывания проходов для групп спецназа, проверка подозрительных объектов, автомобилей и иной техники.
В мире сегодня насчитывается уже более 3000 робототехнических комплексов семейства «ТЭЛОН» различного назначения, множество которых активно используются в органах безопасности и правопорядка, а также военными министерствами, в том числе и в боевых условиях. В частности, в 2000 году данные роботы в саперном варианте были направлены в Боснию, затем они в большом количестве направлялись в Афганистан и Ирак, причем представители компании «Фостер-Миллер» утверждают, что один из роботов был задействован командованием сил специальных операций ВС США в рамках одной из секретных операций против боевиков движения «Талибан» в Афганистане (правда, что это за операция и когда она проводилась — не сообщается). По данным компании-разработчика, в Афганистане и Ираке роботы семейства «ТЭЛОН» принимали участие в более чем 20 тысячах случаях разминирования мин, фугасов и взрывоопасных предметов.
В августе 2009 года партию роботов «ТЭЛОН» заказало министерство обороны Австралии — стоимость контракта на поставку неназванного количества робототехнических комплексов, запчастей и сопутствующего оборудования, а также обучение австралийских военнослужащих-операторов объявлена в размере 23 млн. австралийских долларов.

Технологии: Бесчеловечные солдаты

От «SWORDS»…

В ответ на запросы со стороны военных компания-разработчик «Фостер-Миллер» приступила к созданию на базе роботов семейства «ТЭЛОН» специализированного боевого робототехнического комплекса, основной задачей которого было определено применение различных средств поражения живой силы, автомобильной и легкой бронированной техники противника, а также уничтожение различных объектов, преимущественно — укрепленных огневых точек. Новый робот получил обозначение «СВОРДС» — в оригинале «SWORDS», от «Special Weapons Observation Remote reconnaissance Direct action System» (можно перевести примерно как «специальная боевая система удаленной разведки и боевого применения»).
«СВОРДС» построен на типовой гусеничной базе роботов семейства «ТЭЛОН», хотя и с незначительными доработками, необходимыми с учетом специфики работы нового комплекса. Робот «СВОРДС» хорошо приспособлен для действий в населенных пунктах, способен преодолевать песок, воду и снег, а также осуществлять подъем и спуск по лестничным маршам (правда, с определенными ограничениями по высоте ступенек и расстоянию между ними). Робот рассчитан на 8,5 часа непрерывной работы либо может находиться в режиме ожидания до семи суток. Дистанционное управление может осуществляться оператором на расстоянии до 1000 метров.
Высокий потенциал нового робототехнического комплекса был продемонстрирован во время одного из испытаний. Робота «посадили» на наклонную поверхность с углом 45° и довели температуру окружающего воздуха до 90 °C с целью проверить, сколько же он сможет продержаться, не сползая вниз под уклон. «СВОРДС» продержался 2,5 часа, после чего его мотор начал перегреваться, и оператор был вынужден его выключить, вследствие чего робот начал сползать вниз.
Следует отметить, что были разработаны два варианта оснащения робота «СВОРДС»: в боевом варианте — с различными пиротехническими средствами и средствами поражения, с более высоким уровнем защищенности (бронирования); и в разведывательном варианте — только с многофункциональным оптикоэлектронным комплексом разведки и наблюдения и соответствующими средствами передачи данных на удаленный пункт управления. Данные варианты различаются как целевой нагрузкой, так и массой — боевой «СВОРДС» весит до 45 кг, а робот-разведчик всего около 27 кг.
В качестве целевой нагрузки боевой «СВОРДС» может нести следующие образцы вооружения (приводятся варианты оснащения, хотя дымовые гранатометы могли комбинироваться с пулеметами или другим оружием):
— 5,56-мм пулемет М249 SAW или 7,62-мм пулемет М240 (в обоих вариантах боезапас — 100 патронов);
— четырехствольный 66-мм гранатомет M202 A1 FLASH (боезапас 4 реактивные гранаты; данный гранатомет многие видели в боевике «Коммандос» с Арнольдом Шваценеггером в главной роли);
— 12,7-мм крупнокалиберная снайперская винтовка Barrett M82 под патрон 12,7 х99 НАТО;
— дымовой гранатомет М18 (боезапас10 гранат);
— гранатомет М203 — подствольный гранатомет, принятый на вооружение ВС США (на роботе ставится шесть таких подствольников — без возможности перезарядки);
— штурмовая винтовка М16 или ручной гранатомет АТ4 — опциональные варианты, благодаря которым боец может фактически использовать робота как своего помощника.
По оценкам специалистов, по своим боевым возможностям робот условно способен заменить в бою до пяти бойцов. Представители американского армейского командования были настолько впечатлены результатами испытаний робота «СВОРДС», что даже запланировали его крупномасштабные закупки в количестве 1700 единиц. Машины должны были поступить в 15 соединений СВ США, из расчета один боевой, разведывательный или вспомогательный робот на 29 военнослужащих (сугубо боевых, то есть вооруженных средствами поражения живой силы и техники противника, должно было быть около 850–900 единиц, остальные — роботы-разведчики, роботы-саперы и пр.). Причем значительную часть данного заказа планировалось получить уже к 2014 году. Стоимость одного «СВОРДС» в 2007 году была заявлена компанией-разработчиком в размере 230 тысяч долларов, для сравнения — стоимость базового «ТЭЛОНа», без специального оснащения, составляет порядка 60 тысяч долларов. Но, принимая во внимание высокий интерес к проекту со стороны армейского командования, представители компании специально оговаривали, что при серийном заказе на данный робототехнический комплекс закупочная стоимость одного «механического солдата» может быть снижена до 150–180 тысяч долларов.
В целях более полной оценки потенциала робототехнического комплекса «СВОРДС» в декабре 2033 года один опытный экземпляр робота был направлен в Кувейт, а в июне 2007 года командованием СВ США было принято решение передать три прототипа в распоряжение 3-й пехотной дивизии СВ США, подразделения которой находились в Ираке. Данные роботы были вооружены 5,56-мм пулеметами М249. Впрочем, до боевого применения вооруженных роботов в этом случае дело все же не дошло. Генералы решили не посылать в бой роботов с оружием, оговорив свое решение «наличием ряда нерешенных проблем». Попытки журналистов выяснить, что это за «нерешенные технические проблемы», успеха не имели.
По мнению специалистов управления по контролю за проектами в области робототехники (Robotic Systems Joint Project Office), главная причина такой осторожности кроется в пока еще относительно низком уровне развития технологий в области робототехники. В качестве подтверждения данной информации в зарубежной прессе приводится ряд «нештатных ситуаций», которые возникали с роботами «СВОРДС» в ходе их испытаний:
— во время одного из испытаний робот, управляемый дистанционно оператором, в некоторый момент потерял управление и стал «бесцельно перемещаться» по местности;
— зафиксирован был также случай, когда уставший военнослужащий-оператор робота «СВОРДС» на некоторое время потерял управление им — боец попросту заснул — и робот также начал бесцельно перемещаться по позиции, пока данный факт не был замечен сослуживцами оператора и те не разбудили его, после чего контроль над роботом был восстановлен (после этого было принято решение включать в состав расчета двух операторов);
— наконец, однажды возникла ситуация, когда роботы, вооруженные пулеметами, на некоторое время потеряли управление и без каких-либо действий со стороны оператора несанкционированно поворачивались в разные стороны.
И хотя до несанкционированного открытия огня дело ни разу не доходило, было принято решение прекратить боевое использование вооруженных роботов «СВОРДС» и переориентировать их на решение сугубо вспомогательных задач — разведка и противоминные действия. В итоге ощетинившиеся пулеметами роботы не успели сделать по противнику ни одного выстрела.
Однако после инцидента и «выдворения» роботов типа «СВОРДС» с поля боя в Ираке военное ведомство прекратило финансирование работ по данной модели, но компания-разработчик смогла заручиться поддержкой Пентагона в своем новом проекте — создании модифицированного варианта боевого робота на том же шасси, который получил обозначение «MAARS», от «Modular Advanced Armed Robotic System» (в переводе «модернизированная модульная вооруженная роботизированная система»).

Технологии: Бесчеловечные солдаты

…к «MAARS»

Робот «МААРС» хоть и построен в типовой линейке роботов «ТЭЛОН», но официально относится уже к продуктовой линейке компании «Текнолоджи Солюшнс Групп» (Technology Solutions Group) — североамериканского подразделения британской компании «КинетиК», которое приобрело создателя роботов семейства «ТЭЛОН» компанию «Фостер-Миллер».
Во-первых, он имеет более ярко выраженную модульную конструкцию, что позволяет более быстро и технически легко производить замену целевого оборудования (вооружения), приспосабливая робота к решению текущей конкретной задачи, а также ставить в перспективе на платформу новые образцы оборудования и вооружения.
Во-вторых, его гусеничное шасси — модернизировано, благодаря чему удалось повысить мобильность и проходимость машины (даже несмотря на увеличение массы машины до 52–57 кг — вместо максимум 45 кг у робота «СВОРДС»), а по данным компании-разработчика, его гусеничное шасси при необходимости может быть заменено на колесное.
В-третьих, его боевой модуль выполнен полностью, на 360°, поворотным — в отличие от робота «СВОРДС», который должен был наводиться, как говорится, «всем корпусом», поскольку сектор, в котором он может довернуть свой боевой модуль, является чрезвычайно незначительным.
В-четвертых, робот получил новейшую систему навигации, включая приемник сигналов спутниковой навигационной системы, современную цифровую систему управления и новое программное обеспечение. Представители компании-разработчика особый упор делают на то, что благодаря интеграции системы управления робота в более общий контур боевого управления армейских подразделений удалось исключить возможность так называемого «дружественного огня» — то есть применения оружия по своим силам: во-первых, оператор может задавать «запретные зоны» для стрельбы, а во-вторых, в системе управления предусмотрена опция, благодаря чему в любом положении машины ствол пулемета, проще говоря, отворачивается в сторону от позиций своих войск.
В-пятых, робот оборудован системой, позволяющей с высокой точностью определять место, откуда по нему ведется огонь, и, рассчитав координаты, открывать огонь для подавления этой стрелковой точки противника.
И наконец, «МААРС» оснащен более мощной силовой установкой, позволяющей ему развивать большую скорость хода (до 12 км/час), а в состав его вооружения включен модернизированный вариант легкого пулемета — 7,62-мм М240 В, а также четырехствольный дымовой гранатомет (предусмотрен вариант установки 40-мм гранатомета для стрельбы осколочно-фугасными боеприпасами). По желанию заказчика, кроме того, вместо боевого модуля на шасси робота «МААРС» может быть установлен многофункциональный манипулятор с грузоподъемностью до 45 кг — в этом виде робот становится противоминным и может применяться для обезвреживания мин, фугасов и других взрывоопасных предметов. Разработчиками также предусмотрены и два «нелетальных» варианта оснащения боевого робота: либо звуковые устройства и безопасные для зрения лазерные источники, которые предназначены для голосового предупреждения «бунтовщиков» и временного их ослепления или дезориентации; либо стрелковое оружие для стрельбы резиновыми пулями, гранатометы с дымовыми гранатами и гранатами со слезоточивым газом и своего рода большие «перцовые баллончики».
Кроме того, по результатам анализа опыта применения роботов семейства «ТЭЛОН» и трех роботов «СВОРДС» в Афганистане и Ираке разработчиками было принято решение существенно увеличить количество различных камер, устанавливаемых на робота (до семи камер различного типа). Это позволяет повысить эффективность управления робототехническим комплексом и возможность оператора по оценке окружающей обстановки в районе применения «МААРС», который может находиться на удалении не менее 1000 метров, а по другим данным, и до 3000 метров, от места нахождения оператора с пультом управления.

Технологии: Бесчеловечные солдаты

Бои на полигоне

В целях повышения заинтересованности со стороны командования СВ США как главного заказчика на новых «бесчеловечных солдат» 5 августа 2008 года один из первых боевых роботов типа «МААРС» был продемонстрирован личному составу 519-го батальона военной полиции 1-й бригады боевой поддержки (1 st Maneuver Enhancement Brigade). Демонстрация проводилась на полигоне в Форт-Полк, штат Луизиана, и предусматривала практический показ возможностей нового робототехнического комплекса по ведению боевых действий в условиях населенного пункта и на пересеченной местности.
Кроме робота «МААРС» в демонстрации принимали участие по одному роботу типов «Дрэгон Раннер» («Dragon Runner») и «ТЭЛОН СВАТ/МП» («TALON SWAT/MP»). Робот «Дрэгон Раннер», разработан компанией «КинетиК» под требования корпуса морской пехоты США с целью «предоставить морским пехотинцам возможность заглядывать за угол в бою в населенном пункте». Данный робот отличается от своих собратьев малыми габаритами — 30,98 х 42,16 х 15,24 см — и небольшой массой — около 6,35 кг, хотя последнее не мешает ему поднимать манипулятором груз массой 2,2–4,5 кг. Шасси робота — сменное: гусеничное или колесное двухосное. Пульт управления — малогабаритный по типу используемых в компьютерных играх, с крупным квадратным экраном, на который может выводиться картинка с одной камеры или же картинки сразу с четырех камер. По заявлению представителей компании-разработчика, в настоящее время для «Дрэгон Раннера» разработан комплект сменного оборудования, позволяющий солдату непосредственно на поле боя осуществлять переконфигурацию полезной нагрузки робота под решение конкретной задачи (многостепенной манипулятор; сервомодуль с камерами; малогабаритный блок сенсоров). Типовыми задачами для робота «Дрэгон Раннер» определены: разведка в зданиях, канализации, пещерах и т. п.; обеспечение охраны периметра; использование на контрольно-пропускных пунктах; осмотр техники — особенно осмотр днища автомобилей или внутренних салонов и помещений автобусов, поездов и самолетов; выяснение обстановки в случаях захвата заложников или других проявлений бандитизма и терроризма; обнаружение и ликвидация взрывоопасных предметов.
Программа демонстрации включала три сценария. В ходе первого сценария было необходимо обследовать подозрительный автофургон, перевозящий, по агентурным данным, взрывчатые вещества. Робот «Дрэгон Раннер», пользуясь своими небольшими размерами (переносить робота и небольшой пульт управления оператор может в одном рюкзаке), подошел к автомобилю и «заглянул» под его днище, передавая в реальном масштабе времени цветную видеокартинку на пульт оператора, который может располагаться на удалении до 300 метров. Проверив машину на наличие вероятно расположенных снаружи взрывчатки или ловушек для саперов, «Дрэгон Раннер» вернулся назад, уступив место следующему участнику показательных выступлений — более крупному и оснащенному уже достаточно мощным манипулятором роботу «ТЭЛОН СВАТ/МП», который приблизился к автомобилю-цели и открыл его багажник. В случае, если бы багажник был закрыт, робот мог быть дооснащен дробовиком и прострелил бы замок. Данный робот оснащен несколькими камерами, обеспечивающими ему круговой обзор по азимуту и значительный обзор по углу места. Также имеются тепловизор и ТВ-камера ночного видения, скорость передвижения робота — более 11 км/час, при небольшой доработке он может подниматься по ступенькам с уклоном до 45°. По информации разработчика, в случае необходимости может быть обеспечена двусторонняя связь между оператором и сапером (спецназовцем), для чего на робота устанавливаются микрофон и динамик. Открыв багажник подозрительного автомобиля, «ТЭЛОН СВАТ/МП» обследовал все внутри и таки нашел искомый объект — емкость со взрывчаткой. Захватив ее манипулятором, робот оттащил взрывоопасный груз на обозначенную площадку для дальнейшей ликвидации.
«Если бы там находилась мина-ловушка и взрывчатка взорвалась бы, то мы просто потеряли бы робота, но ни один солдат не получил бы ни царапины, — заявил тут же представитель «Фостер-Миллер» Эдриан Херкенбрэк (Adrian Herkenbrack). — Это то, для чего и предназначены данные машины — спасать жизни солдат».
Второй сценарий демонстрационного учения предусматривал осмотр обнаруженного дорожным патрулем автомобиля, который мог являться «машиной-бомбой» или же перевозить взрывчатые вещества. Для осмотра подозрительного объекта на этот раз был направлен робот «МААРС», манипулятор которого может свободно поднять и перенести в указанное место взрывоопасный предмет размером и массой, сопоставимой со 155-мм артиллерийским снарядом.
Последний, третий, сценарий предусматривал более сложную ситуацию, связанную с захватом заложников. В данной операции пришлось задействовать сразу двух роботов: «ТЭЛОН СВАТ/МП» направился к стальной двери устанавливать вышибной заряд, а «МААРС» выполнял роль стражника на случай, если «плохие парни» начнут предпринимать какие-то действия. Установив заряд, первый робот отъехал несколько назад и подорвал заряд, после чего «МААРС» направился в проем двери для оценки ситуации внутри помещения при помощи своих многочисленных камер. Противник предпринял попытку открыть по нему огонь, но был тут же уничтожен пулеметным огнем робота. Заложники были освобождены.
После демонстрации личный состав получил возможность ознакомиться с роботами, причем особенно впечатлила простота конструкции пульта управления, очень схожего с пультом управления, применяемым в современных компьютерных играх. Впечатлила и цена самого робота — под 300 тысяч долларов. Командир батальона подполковник Бред Грол (Lt. Col. Brad Graul) отметил, что «если один робот стоит 300 тысяч долларов, но он спасает жизнь хотя бы одного солдата, то он стоит этих денег».

Колесный «мул»

Амбициозную программу по созданию сухопутных (армейских) необитаемых боевых и вспомогательных машин пыталось реализовать министерство обороны США. В рамках более крупной программы «Перспективные боевые системы» (Future Combat Systems — FCS) в интересах сухопутных войск США в течение 2003–2004 годов была официально начата первая фаза другой программы — по созданию многофункциональной вспомогательной/транспортной необитаемой машины, получившей первоначально обозначение «МУЛ» (в оригинале — «MULE», сокращенно от «Multifunction Utility/Logistics and Equipment vehicle»).
История проекта началась фактически 18 августа 2003 года, когда системные интеграторы по программе «Перспективные боевые системы» американская корпорация «Боинг» (Boeing) и компания «Сайнс Апликейшнс Интернэшнл Корпорейшн» (Science Applications International Corp. или SAIC) пригласили другого ведущего «игрока» американского военно-промышленного комплекса, корпорацию «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), присоединиться к данной амбициозной программе и разработать в ее рамках семейство необитаемых боевых и вспомогательных машин, имеющих модульную конструкцию и способных решать широкий круг задач. В том же году «Локхид Мартин» получила первый контракт по данной программе.
Подразделению «Ракетное оружие и системы управления огнем» корпорации «Локхид Мартин» (Lockheed Martin Missiles and Fire Control) надлежало разработать и представить на испытания 17 опытных образцов (прототипов) необитаемых, или дистанционно управляемых машин различного назначения, которые предназначались для повышения боевых возможностей десантно-штурмовых подразделений (соединений) и должны были органично вписаться в боевые бригадные группы (Brigade Combat Team — ВСТ). Причем особым требованием, предъявленным Пентагоном к новым машинам, стало обеспечение возможности их переброски военно-транспортными самолетами С-130 «Геркулес»/«Супер Геркулес» и тяжелыми транспортными вертолетами СН-47 «Чинук» (в обоих случаях — внутри кабины), а также вертолетами UH-60 «Блэк Хок» (на внешней подвеске).
Однако в июне 2005 года «Локхид Мартин» получила дополнительный контракт — стоимостью 61 млн. долларов — на выполнение работ, связанных с пересмотром ряда ключевых элементов всей армейской программы «Перспективные боевые системы». В частности, теперь компании предстояло собрать в рамках этапа разработки и демонстрации прототипа (system development and demonstration) не 17, как предполагалось изначально, а 19 опытных образцов, поставки первых из которых предполагалось начать в третьем квартале 2010 года. Фаза разработки и демонстрации прототипа оценивалась примерно в 290 млн. долларов.
Впоследствии название программы было изменено на «Multi-Mission Unmanned Ground Vehicle», что можно перевести примерно как «многоцелевая необитаемая сухопутная машина». В рамках программы предполагалось создание на базе единого колесного шасси трех типов необитаемых вспомогательных и боевых машин:
— транспортная машина ХМ1217 — «Transport MULE» — представляла собой необитаемую/дистанционно управляемую колесную машину (6х6), предназначенную для транспортировки боеприпасов, снаряжения и припасов из расчета одна машина на два пехотных взвода. Суммарная масса полезной нагрузки — 860–1088 кг, при общей массе машины — 2500 кг. Бортовые системы данной машины должны были обеспечивать, кроме того, подзарядку аккумуляторных батарей, выработку пресной воды (для этого имелась малогабаритная опреснительная установка), а также обеспечивать прием и транслирование в «боевые компьютеры» командиров взводов и отделений получаемых по различным каналам связи с вышестоящего командного пункта — преимущественно через БЛА-ретрансляторы — текущую тактическую обстановку и различные разведданные о противнике. Машины также планировалось привлекать к эвакуации с поля боя раненых военнослужащих;
— противоминная машина ХМ1218 — «Countermine MULE» или «MULE-CM» — являлась доработанной модификацией, во многом схожей с предыдущей машиной, но, во-первых, предназначенной в качестве основной задачи для поиска, обозначения на местности и, при необходимости, обезвреживания мин (вплоть до противотанковых) и фугасов, а во-вторых, в связи с этим имевшая усиленную защиту от поражающих факторов при близких разрывах взрывоопасных объектов. В качестве целевой нагрузки машины боевая масса которой должна была составлять порядка 2500 кг, предполагался комплекс дистанционного обнаружения мин и фугасов GSTAMIDS (Ground Standoff Mine Detection System);
— боевая/десантно-штурмовая машина ХМ1219 — «MULE ARV-A (L)», где «ARV» означало «Armed Robotic Vehicle» (т. е. «Боевая роботизированная машина»), или «Air Assault MULE» — полноценная необитаемая боевая машина с колесной формулой 6 х6 и оснащенная поворотной боевой башней (модулем) с установленными на ней четырьмя ПУ ПТУР, крупнокалиберным пулеметом/25-мм автоматической пушкой, а также различными средствами обнаружения и целеуказания (радиолокационными, инфракрасными и оптикоэлектронными). Главной задачей данной машины, боевая масса которой составляла около 3500 кг, было определено обнаружение и уничтожение (или помощь в уничтожении) укрепленных объектов обороны и боевых средств противника, а также уничтожение его живой силы. По заявлениям разработчиков, бортовая аппаратура машины должна была уверенно обнаруживать и распознавать (классифицировать) различные цели, определяя их координаты и выдавая данные целеуказания на свои средства поражения и на средства поражения сопровождаемого подразделения.
Отличительной особенностью машин семейства «МУЛ» стала единая базовая платформа (шасси с колесной формулой 6х6), получившая название «Common Mobility Platform» и построенная на базе современной дизель-электрической, или, как ее также именуют, гибридной электрической силовой установки (каждое колесо оснащено своим собственным электромотором — так называемое мотор-колесо) и независимой балансирной подвески колес. При этом примененные разработчиками шины относились к так называемому классу «run-flat». Данные шины обладают усиленными боковинами, то есть имеют специальный поддерживающий компонент, позволяющий шинам, даже будучи спущенными (например, после повреждения), выдерживать вес машины, не оседая. Кроме того, предусмотрена и система центральной подкачки шин. Благодаря примененной силовой установке и подвеске, разработчикам удалось обеспечить базовой платформе весьма высокие характеристики, что отразилось и на способности успешно преодолевать следующие препятствия: вертикальная стенка — 0,50 м; траншея — 1,50 м; уступ — не менее 1,00 м; брод — не менее 0,50 м (по другим данным — до 1,25 м); максимальный угол преодолеваемого откоса — 40°.
Компания «Дженерал Дайнэмикс» (General Dynamics) получила субподряд на разработку под семейство «МУЛ» автономной навигационной системы ANS, способной обеспечивать машине возможность действовать в полуавтономном режиме или же в режиме «следуй за лидером» (leader-follower capability). Еще одним преимуществом «мулов» должна была стать модульность конструкции — это позволило бы в будущем достаточно легко интегрировать на борт данных машин новые средства обнаружения и связи, а также новейшие образцы управляемого вооружения.
Впрочем, разработка семейства «МУЛ» сопровождалась многочисленными проблемами, преимущественно связанными с ростом стоимости разработки и ухудшением ряда технических характеристик. К примеру, попытка обеспечить высокую защищенность противоминной машины ХМ1218 — а этого потребовал опыт, полученный американскими военными в ходе «борьбы» с фугасами и самодельными взрывными устройствами в Афганистане и Ираке — приводила к неизбежному и существенному росту массы машины, что снижало ее скоростные качества и мобильность и требовало установки более мощного двигателя, который, в свою очередь, сам имел большую массу и потреблял больше топлива. Получался настоящий замкнутый круг.
В конечном итоге в декабре 2009 года было объявлено о намерении командования ВС США закрыть программы разработки транспортной и противоминной машин — официально о данном решении было объявлено в январе 2010 года, а 29 июля 2011 года представитель командования СВ США официально объявил о принятом решении прекратить разработку и боевой (десантно-штурмовой) машины ХМ1219 — к 30 сентября 2011 года все работы по ней должны быть остановлены (одновременно прекращается финансирование и разработки единой платформы (шасси) и автономной навигационной системы). Причина, как указывалось в недавнем материале армейского издания «Army Times», заключается в невозможности обеспечить высокую огневую мощь боевого комплекса в совокупности с хорошими ходовыми качествами машины, проблемы с обеспечением требуемой защищенности машины, рост стоимости и увеличение времени разработки, а также вывод армейских специалистов о том, что более эффективно с решением возлагавшихся на ХМ1219 задач справятся разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты.

Технологии: Бесчеловечные солдаты

В начале августа 2011 года информация о программе «MULE» была удалена даже с сайта компании-разработчика. Можно сказать, что американский «Мул» не выдержал жесткой конкуренции за бюджетные деньги. Кстати, в разговорном сленге «mule» — это еще и упрямец или упрямый осел. С другой стороны, не повезло не только «МУЛу» — усилиями бывшего министра обороны Роберта Гейтса, остановившего финансирование значительной части боевых машин семейства FCS, накрылась фактически вся программа «Перспективные боевые системы», в рамках которой СВ США в период 2004–2011 годов потратили около 3,3–3,8 млрд. долларов на проекты, так и не вышедшие в практическую стадию и закрытые по тем или иным причинам. Комментируя решение о закрытии программы «Перспективные боевые системы», Роберт Гейтс подчеркнул, что, основываясь на своем опыте, он пришел к однозначному выводу: «намерение поменять все разом и создать что-то абсолютно новое …заканчивается дорогостоящей катастрофой». Комментарии, как говорится, излишни.

Владимир Щербаков
Фото из архива автора

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Реклама

Тритиевые маркеры GlowForce

Самоактивируемая подскетка Trigalight

momentum