TraserH3.ru
Актуально
Реклама

Купить инструменты, мультитулы Leatherman

В продаже
Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс.Метрика

Enforce Tac

 

        Январь 2012 года
     
Архив: Охота на «Тирпиц»
 
  Архив: Охота на «Тирпиц»

Для британского флота он был кошмаром, а Уинстон Черчилль называл его «Зверем». Практически не участвуя в боевых действиях, он одним своим присутствием влиял на ход войны в северной Атлантике, сковывая значительные силы союзников. Его пытались уничтожить в течение 5 лет. Но успех принесли мини-подлодки типа X–Craft. Им удалось подстрелить «Зверя», он сильно захромал и был окончательно добит с воздуха.

Гордость фюрера

У колыбели самого большого немецкого корабля всех времен стояла большая ложь. Названный в честь гросс-адмирала фон Тирпица, он официально имел водоизмещение 35000 тонн. Лишь после войны все узнали: это были 53500 тонн! Тем самым «Тирпиц» превосходил все английские корабли и был на 1000 тонн тяжелее своего близнеца «Бисмарка». Оба они должны были своей невероятной огневой мощью громить конвои союзников в Атлантике. В мае 1941 г. британцы с трудом потопили «Бисмарк». Это была победа, когда одного била целая толпа — 47 кораблей и 6 подводных лодок! Они всадили в линкор 8 торпед и 2876 тяжелых снарядов, прежде чем он затонул.

Архив: Охота на «Тирпиц»
Спуск «Тирпица» на воду

«Тирпиц» был гордостью рейха. 12 паросиловых двигателей Wagner на нефтяном топливе и 3 турбины Brown Boveri & Cie мощностью 163026 л. с. вращали 3 трехлопастных винта диаметром 4,7 м, разгонявших корабль длиной 254 м до 31 узла (57 км/ч); дальность плавания составляла 8900 миль (16400 км). Его защищала самая лучшая в мире броня сорта wotan-hart/weich толщиной 360 мм (орудия/боевая рубка), 320 мм (броневой пояс), 120 мм (палуба). Живучесть линкора была рассчитана на попадание 15–20 торпед. Его вооружение составляли 8 орудий калибра 381 мм, 12 — калибра 152 мм, 16 — калибра 105 мм; 16 скорострельных 37-мм пушек, 58 четверных 20-мм зенитных пулеметов; 2 четверных 533-мм торпедных аппарата; 6 самолетов Arado. Всем этим хозяйством управлял экипаж из 108 офицеров и 2500 матросов, усвоивший формулу победы «Первым увидеть, первым выстрелить, первым попасть в цель!»

Архив: Охота на «Тирпиц»

«Одинокая королева севера»

После потери «Бисмарка» «Тирпиц» берегли как зеницу ока. Лето 41-го он провел на Балтике с задачей перехвата русского флота, который должен был, по мнению фюрера, побежать в Швецию из Таллина и Кронштадта. После неисполнения этой глупости линкор перегнали в Альтен-фьорд на севере Норвегии, чтобы держать под прицелом полярные конвои на Мурманск/Архангельск. Месяцами он стоял в базе, и матросы называли его «казармой». Тем не менее его выход в море или даже просто слух об этом действовал на англосаксов, как волчий вой на овец: конвои тут же прятались в портах Исландии или даже не выходили из Америки. Для выполнения своей главной задачи «Тирпиц» выходил в море всего 3 раза! 5 марта 1942 года он пошел на перехват конвоев PQ-12 и QP-8 (операция «Дворец спорта»). Но вышла промашка: в промозглой хляби Арктики немцы нашли лишь русский лесовоз «Ижора». На его потопление потребовалось полтора часа, но он успел послать в эфир свои координаты. Во избежание риска «Тирпиц» оттянули под защиту норвежских фьордов. Не удалась и операция «Ход конем» в июле 1942 г. «Тирпиц» пошел громить конвой PQ-17, который в этот раз нашли. На Западе дело излагают так: пока немцы шли на дело, конвой был распущен, и «Тирпиц» повернул обратно. Но это ложь. Линкор был торпедирован советской подводной лодкой К-21 Н. А. Лунина и ушел на базу, где была заделана пробоина в корпусе. Англичане отвели все силы прикрытия, отправив конвой самостоятельно добираться до Мурманска — и две трети беззащитных транспортников были потоплены немецкими подлодками и самолетами. Союзники использовали разгром как повод для прекращения поставки стратегических грузов в СССР в наиболее напряженный период Сталинградской битвы. Эта неприглядная история описана у Валентина Пикуля в повести «Реквием каравану PQ-17». Полноценное боевое применение застоявшегося в стойле гиганта однажды удалось: 6–9.09.1943 г. «Тирпиц» своим огнем поддержал высадку вермахта на Шпицберген (операция «Сицилия»). И тут же опять отошел под защиту норвежских скал. Это был первый и последний раз, когда он вел огонь своим главным калибром. А вот по вражеским кораблям он никогда так и не выстрелил. За пассивную роль в войне норвежцы прозвали его Den ensomme Nordens Dronning («Одинокая королева Севера»).

Архив: Охота на «Тирпиц»

Плавучая крепость

Англичане делали ВСЕ, чтобы его уничтожить. Чего бы это ни стоило! За «Тирпицем» внимательно следили еще со строительного стапеля, были в курсе всех его передвижений, на основании аэрофотосъемки верно рассчитали его ход. Результат был неслыхан для такого гиганта — 31 узел! По опыту уничтожения «Бисмарка» было ясно, как быстро «Тирпиц» может расправиться с «большой дубинкой» Великобритании — Royal Navy. Адмиралтейство отдавало себе отчет и в том, что прямая атака на него будет стоить колоссальных жертв, причем вовсе не гарантировалось, что он вообще может быть потоплен. И британский военный кабинет открыл охоту на самый большой военный корабль европейского ТВД Второй мировой войны. Было предпринято 14 операций, чтобы нанести хоть какой-то ущерб этой плавучей крепости! А немцы разработали сложную систему защиты линкора. Подходы к фьорду, его устье и проливы прикрывали минные поля, тяжелая береговая артиллерия, торпедные аппараты, брандвахта, гидроакустические посты, боносетевые заграждения, станции задымления. По кромке фьорда встали 5 зенитных батарей, берега также перекрыли минные поля. Непосредственно вокруг «Тирпица» стояла противоторпедная сеть на буях («клетка»), свисавшая до глубины 15 м и открываемая только для судов снабжения. Все это дополняли средства ПВО и задымления самого корабля. На его борту царили строгие правила безопасности. Окружающие воздух, вода и суша были под круглосуточным контролем.

Подводная охота 1: операция Title

Черчилль объявил потопление «Тирпица» главной задачей британского Royal Navy на 1942 г. Прибегали к необычным методам. Так, 28–29.04.1942 г. тяжелые бомбардировщики Lancaster сбросили на линкор «прыгающие бомбы» (Bouncingbomb). Специальный боеприпас для разрушения плотин, раскрученный еще на борту носителя, совершал несколько прыжков по поверхности воды и, погрузившись у дамбы, подрывал ее снизу. Рассчитали, что перепрыгнув через противоторпедные сети, бомбы стукнутся о борт «Тирпица» и взорвутся под ним. Часть бомб сбросили на склон фьорда, под которым стоял на якоре линкор, чтобы, скатившись по нему, они сдетонировали на палубе. Так оно и вышло, однако незначительные повреждения были быстро устранены. Новое указание: «Все силы — на разработку человекоуправляемых торпед по примеру итальянцев». Результатом была двухместная «Колесница» (Chariot) размера обычной штатной торпеды, весом 2 т и с боеголовкой в 300 кг; заряда батареи хватало на 6 часов/24 км.

Архив: Охота на «Тирпиц»
Управляемая торпеда Chariot

Решили применять «колесницы» парами. Конечно, 600 кг торпекса для сверхзащищенного великана — что укол булавкой, но если знать, куда колоть… Расчет был на «удар Давида в лоб Голиафу», взрыв под турбинами или в рулевой группе, которые невозможно отремонтировать без сухого дока. 30 октября рыболовецкий мотобот норвежца Лейфа Ларсена вышел из Шотландии, взяв на борт 2 «колесницы». Их везли под рыболовецкими сетями, а перед вхождением в зону немецкого контроля укрепили для скрытной буксировки под днищем судна, чтобы за 6 миль от цели пустить своим ходом. 31 октября в 22:00 ч. уже в водах фьорда в условиях сильной качки за кормой раздался громкий скрежет. Осмотр показал, что тросы подвески перетерты и обе торпеды потеряны. Команда ушла пешком в Швецию, затопив судно. Обнаружившие его немцы поняли, что началась охота на «Тирпиц» специальными средствами.

Подводная охота 2: операция Source

После захвата немцами Шпицбергена англичане вплотную занялись «Зверем». Правда, эффективность налетов их авиации была равна нулю. Линкор защищали ПВО, дымовые завесы и просто плохая погода.Первым успехом, в конечном итоге обеспечившим уничтожение главного врага «владычицы морей Британии», стала операция Source («Ключ») в сентябре 1943 г. Здесь удар нанесли «миджеты» («лилипуты»), мини-подлодки типа «экс» (Х) — средство скрытного нападения с подводной скоростью 2,5 узла. В невероятной тесноте примитивной конструкции экипажу из 4 человек даже сидеть приходилось согнувшись. Способ атаки состоял в доставке к цели двух мин с часовым механизмом, снаряженных аммотолом (по 2 т). Было построено 8 «миджетов»; тренируясь на натурном макете позиции «Тирпица», они проходили минные поля, резали противолодочные сети, сбрасывали под кильцели (линкор «Малайя») взрывчатку. Было установлено количество идущих на задание лодок (6) и время атаки: 01:00 ч.-08:00 ч. 22 сентября. Силы распределили по размерам целей: «Тирпиц» атакуют Х-5/Х-6/Х-7; линкор «Шарнхорст» — Х-9/Х-10; крейсер «Лютцов» — Х-8. Океанские лодки должны были отбуксировать «эксы» до горловины Альтен-фьорда и ожидать их возвращения за кромкой минных полей.

Архив: Охота на «Тирпиц»
Миджет X-Craft

…Северная Шотландия, Лох-Кэйрнбаун, 11 сентября. Погода хуже некуда, но, чтобы укрыться от немецких глаз, лодки с интервалом 2 часа ушли в штормовое море, ведя «эксы» в погруженном состоянии. На их борту — перегоночные экипажи, а основные (считай, смертники) отдыхают на борту буксировщиков. Выходя в море, еще не знали, в какой базе придется атаковать, были нужны свежие данные по целям. Обратились за помощью к русским. И вот точные координаты: «Тирпиц» стоит в конце Каа-фьорда (рукав Альтен-фьорда); «Шарнхорст» — у входа в Каа-фьорд; «Лютцов» — в Альтен-фьорде. Караван полз черепахой, меняя измученные болтанкой буксировочные команды. На 3-й день на Х-8 вышла из строя камера плавучести, экипаж перешел на буксировщик, «миджет» затопили; перед норвежским побережьем порвался буксировочный трос на Х-9, она ушла в бездну, оставив лишь пятно масла на воде. По пути засекли несколько немецких подводных лодок, но в интересах дела атаковать не стали. Через 9 дней подошли к точке перехода «миджетов» в автономный режим. Целью для всех был назначен «Тирпиц». Все лодки без связи между собой благополучно прошли минные поля и вошли во внутренние воды Альтен-фьорда. Из-за поломки сошла с дистанции Х-10. На Х-10 сломался перископ, гирокомпас, просочилась вода. Устранить поломки до начала атаки не удалось. Услышав взрывы, лейтенант Хадспет сбросил заряды в море, начал искать свою ПЛ, но тщетно. В отчаянии решил идти до Кольского залива в Россию, но 28.09., через 8 суток блуждания в океане, сигнал его инфракрасного прожектора заметили буксировщики, команда была спасена.

Архив: Охота на «Тирпиц»
«Тирпиц» за заграждениями

…Х-7 удалось под водой проскользнуть в открытый створ ворот боносетевого заграждения. Ее командир Годфри Плэйс, тогда 24-летний лейтенант , вспоминает: «Увидев справа по борту тральщик, я мгновенно провалился на 25 м, пошел вперед и попал в сеть.Если другие уже поставили свои заряды, а мы здесь зависнем — нам конец». Осторожным маневром он освободил лодку, подвсплыл под перископ: прямо перед ним уходила вверх серая стена стали. «Тирпиц»! Погружение на 3 м, малый вперед — нос ткнулся в борт линкора где-то в районе башни «В». Медленно пройдя в сторону кормы, сбросили левую мину прямо под киль; развернулись и на расстоянии 40–60 метров от носа в районе башни «С» сбросили правую мину. При выходе из «клетки» Плэйс опять запутался. До взрыва оставался еще 1 час, однако в любой миг могли рвануть другие заряды, нужно отходить как можно дальше. И тут раздался первый оглушительный взрыв. Гидравлический удар продавил X-7 сквозь сеть, но из-за повреждений двигаться она уже не могла. Всплыв в 100 м от корабля, они были замечены:«Линкор стоял на ровном киле, оттуда по нам били пулеметы. Пробитая лодка наполнялась водой; стянув с себя белый свитер, я прыгнул в воду и, размахивая «белым флагом», поплыл к понтону заграждения. Обернувшись, X-7 я уже не увидел».
…Лейтенант Д. Камерон (Х-6), несмотря на отказ перископа, воду в правой мине, создавшей крен 10°, дерзко, в надводном положении проскользнул за катером через заграждения. Погрузившись, вел «миджет» почти вслепую, задев пришвартованный эсминец, понтон; от удара о дно лодка бесконтрольно всплыла и опять нырнула (наблюдатель линкора решил, что это дельфин). Всплыли: «Тирпиц», дистанция 300 м! Оттуда ударили пулеметы; погрузившись, Камерон направил Х-6 вперед; ощутив толчок, тут же сбросил мины. Всплыв, с поднятыми руками перешли на подошедший катер, а «миджет» затонул. Командир «Тирпица», быстро оценив ситуацию, приказал развернуть корабль вправо, что спасло его от неминуемой гибели. Удалось отвести нос линкора на 200 м от подложенных под него трех зарядов. В 8:20 ч. они с оглушительным грохотом сработали вхолостую, однако корма попала под взрыв четвертой мины. Через полчаса с правого борта «Тирпица» на дистанции 500 м была замечена третья лодка, Х-5. Пробитая зенитными снарядами, она затонула, а эсминец Z-27 сбросил над ней глубинные бомбы.
Взрыв подбросил «Тирпиц», пробив его сотрясением от кормы до носа.

Архив: Охота на «Тирпиц»
Залп главного калибра «Тирпица»

Он остался на плаву, однако:
одна турбина сорвалась со станины, в двух других повреждены опорные подшипники;
дизель-генераторы бортовой электростанции сдвинуты со станин, повреждены подшипники;
заклинило шаровой погон башен главного калибра «Антон» и «Цезарь»;
прогнуты шпангоуты в районе машинного отделения; появились течи в борту;
повреждены все дальномеры, приборы управления огнем, детали рулевой группы.
У Адмиралтейства долго не было надежной информации о результате диверсии. Авиаразведка доложила: «Корабль стоит на ровном киле, вокруг на 2 мили — нефтяное пятно». Поврежден? Насколько тяжело? Будучи на плаву, он оставался угрозой, а потому не переставал быть важнейшей целью. Но операцию сочли успешной: из 6 «миджетов» задание выполнили 2; потеряно 5 лодок,10 человек погибло, 6 человек взято в плен; на базу вернулись 1 лодка и 8 человек.

Потопить «Зверя»!

Диверсия так напугала фюрера, что с «Тирпицем» стали носиться, как с корзиной свежих яиц. Не высовывая его в Атлантику, немцы надеялись, что и враг утратит к нему интерес. Не было более удобной стоянки, чем Каа-фьорд. Базы в Тронхейме и Нарвике англичане бомбили, а сюда не доставали. От русских до фьорда было 500 км, но у них не было тяжелых бомбардировщиков. В очередной раз сфотографировали стоянки фьорда, новые «туманометы» по берегам, новую зенитную батарею крупного калибра и 2 мощных морских буксира. Кажется, немцы собираются перегонять «Тирпиц» в Германию! Мешкать было нельзя. Найдя «окошко» в непрерывном буране, ночью 11.02.1944 г. на дело пошли 15 самолетов Ил-4 36-й авиадивизии Северного флота. Шли спешно, без доразведки. Из-за плохих метеоусловий почти все бомбили запасные цели: порт Гаммерфест, Киркенес, аэродромы, лишь 2 самолета с высоты 4000 м сбросили на «Тирпиц» бронебойные бомбы и тысячекилограммовую фугаску. В линкор попали, но значительных повреждений не причинили.

Архив: Охота на «Тирпиц»
Замаскированный «Тирпиц»

А ремонт шел быстрым темпом и 15 марта1944 года был завершен без постановки в док. «Зверь» снова стал опасен. Англичане ответили на это операцией Tungsten («Вольфрам»), собрав огромные силы: 2 линкора, 2 ударных авианосца, 2 авианосца эскорта, 2 крейсера и 16 эсминцев. Налет состоял из двух волн торпедоносцев Barracuda и Albacor, которые несли бомбы. Бронебойные (800 кг) должны были пробить броневую палубу; фугасные (250 кг) — разрушить все выше нее; глубинные (300 кг) при прямом попадании крушили все вокруг, при подводном разрыве наносили серьезные повреждения; осколочные (250 кг) должны были выкосить расчеты ПВО. «Тирпиц» выбирал якорь, чтобы выйти в море на пробу машин, когда сыграли тревогу: «32 самолета с юга!» Дымовая завеса была еще жидкой, а они уже легли на боевой курс, заходя с носа вдоль продольной оси линкора. Атака длилась ровно 1 минуту. Конечно, бомбы следовало бросать с высоты более 1000 м, чтобы наверняка пробивать броню, тем не менее за эту минуту были уничтожены результаты шестимесячного ремонта: снова возникли течи, были уничтожены радиостанции, система ПВО, верхняя палуба стала грудой обломков. Экипаж, едва оправившись после атаки «миджетов», был опять «опущен» потерями: 123 убитых/316 раненых, в том числе капитан. Ущерб добавили самолеты 2-й волны. Люфтваффе так и не появились. Англичане потеряли 9 убитых и 3 самолета. Ремонт затянулся еще на 3 месяца, лишь 22 июня «Тирпиц» возобновил испытания в Альтен-фиорде.
Охота продолжалась с трех авианосцев. Из-за плохой погоды в апреле-мае 1944 г. были отменены операции Planet, Brawn, Tiger Claw. Июль 1944 г., операция Mascot, 58 самолетов — и все впустую, немецкая ПВО не допустила ни единого попадания. 22.08, операция Goodwood I — безрезультатна. 24.08, Goodwood III: 67 самолетов — впустую. 29.08, Goodwood IV: 60 самолетов бомбили вслепую через дымзавесу; англичане: «2 попадания!», на самом деле ни царапины на серой броне. «Тирпиц» целый год не оставляли в покое, заплатив за это дорогой ценой — потери: 40 летчиков и 17 самолетов.

«Верзилами» по «Зверю»: операция Paravane

«Тирпиц» вышел на послеремонтные ходовые испытания. Решили нацелить на «Зверя» мастеров точного бомбометания спецоружием — 617-ю и 9-ю эскадрилью «Ланкастеров» с увеличенным бомбоотсеком для супербомбы Tallboy («верзила»). Однако Каа-фиорд был вне боевого радиуса самолетов с этой бомбой. Тогда для них нашли аэродром под Архангельском. 11.09.1944 г. на остров Ягодник в устье Северной Двины прибыли 33 «Ланкастера» под командованием 24-летнего подполковника Дж. Тэйта, при посадке разбились 6 машин. Атака состоялась 15 сентября. 21 «Ланкастер» нес Tallboy, а 6 — экспериментальные подводные «ходячие» 230-кг мины. За 5 минут до атаки немцы начали ставить дымзавесу. Бомбардировщики пришли с юго-востока, по ним стреляло все, что могло: ПВО базы, кораблей, даже главный калибр линкора. Он уже окутался дымом, и лишь Тэйт успел отправить свой «Тэллбой» в быстро исчезающую цель, остальные 15 бомб сбросили вслепую. Одна попала в носовую часть в 50 футах от форштевня, пробила корабль насквозь и взорвалась в воде. Нос был затоплен, машины и артиллерия пострадали от сотрясения. Все самолеты вернулись на Ягодник, заправились и перелетели в Англию. Авиаразведка не смогла установить результатов атаки, охота продолжилась.

Архив: Охота на «Тирпиц»
Бомбардировщик «Ланкастер»

Наступление Карельского фронта и Северного флота русских в Норвегии выгнало «Тирпица» из Альтен-фьорда под удары английской авиации. У немцев уже не было возможности его ремонтировать, решили использовать его как плавучую батарею линии обороны северной Норвегии от ожидавшегося вторжения союзников. 15 октября он своим ходом, вместе с системой ПВО и сетевыми заграждениями, перешел во фьорд Тромсе. Для обеспечения непотопляемости корабль посадили на грунт, соорудили фундамент из гранитных валунов, земснарядами намыли песка под киль. Теперь здесь стояла лишь плавучая батарея, но откуда это было знать противнику? Придя в Тромсе, «Тирпиц» попал в пределы досягаемости «Ланкастеров» с дополнительными топливными баками, и англичане продолжили атаки на него. 28 октября (операция Obviate) 32 самолета уже были на боевом курсе, как «Тирпиц» внезапно накрыло обычное, нерукотворное облако. Снижаться было опасно и бессмысленно, так как для пробивания брони бомбить следовало с большой высоты. 32 сброшенные бомбы в линкор не попали, лишь близкий разрыв слегка погнул его гребной вал.

Конец охоты: операция Catechism

Честь добить «Тирпиц» выпала ветерану охоты на него, подполковнику Тэйту.Утром 12.11.1944 г. его 32 «Ланкастера», зайдя со стороны суши, легли на боевой курс, имея по одной бомбеTallboy.Туч не было, «Тирпиц» попытался поставить дымзавесу, но неудачно. С дальности 11 км он открыл огонь главным калибром; чудовищные разрывы 380-мм снарядов заставили англичан идти в атаку поодиночке. Чем ближе, тем плотнее огонь ПВО базы и кораблей, однако «Ланкастеры» прорывались к цели один за другим, сбросив за 8 минут 29 бомб.«Тирпиц» получил 3 прямых попадания по левому борту: между башнями главного калибра «Антон» и «Бруно», между катапультой и дымовой трубой и вблизи башни главного калибра «Цезарь». Бомбы взорвались с задержкой глубоко внутри корпуса; фонтан дыма, пара и обломков поднялся на 100 м.Уже после первого попадания возник крен 20° на левый борт. 2-я бомба, пробив все палубы и броню, взорвалась в топливной цистерне и вскрыла днище на протяжении трети ширины корабля, крен увеличился до 70°. Все было в огне. Корабль потряс мощный взрыв: взорвался боезапас башни главного калибра «Цезарь». Ее крышу, всю механику, орудия вырвало и сбросило в воду вместе с людьми. Взрыв пробил щель длиной 40 м под броневым поясом левого борта.«Тирпиц» был выпотрошен, выглядя так, словно его протащили сквозь валки исполинского прокатного стана. Один из очевидцев: «Он напоминал недостроенный корпус на стапеле». Был отдан приказ покинуть корабль. Подложенные под киль камни не помогли: «Тирпиц» перевернулся через левый борт так быстро, что люди с нижних палуб спастись не успели. Это произошло через 10 минут после первого попадания! Погибли 1204 члена экипажа; спаслись 890, в том числе 84 матроса, вырезанные газовыми горелками из чрева перевернувшегося гиганта. Охота на «Тирпиц» завершилась, угроза союзникам в северной Атлантике исчезла; их линкоры и авианосцы отправились на войну с Японией.

Броня на брошки

Неприязнь между люфтваффе и кригсмарине привела к тому, что 12 ноября «Тирпитц» остался без прикрытия. С соседнего аэродрома, несмотря на отчаянные призывы о помощи, не взлетел ни один истребитель. Шеф люфтваффе в Норвегии был приговорен к смертной казни. Плейс и Кэмерон выжили в концлагере и были награждены Крестом Виктории — высшей наградой Британской империи.
Геббельс пытался сделать из трагедии агитку «Смерти за фюрера и фатерланд», сообщив, что запертые в темном чреве корабля матросы до последнего пели патриотические песни. Впрочем, этого исключать нельзя: те немцы были храбрыми воинами. После гибели крейсера «Варяг» 1905 г. в неравном бою против японской эскадры именно в Германии была написана и потом переведена на русский язык известная песня «Варяг».
…После войны бывшие бойцы норвежского Сопротивления приобрели за 100000 крон право на разделку «Тирпица», разрезали и вывезли на металлолом все, что было можно. Дизель-генераторы были проданы для снабжения электричеством рыбзаводов; листы бронепалубы по сей день служат временным дорожным полотном при ремонтных работах. Детали линкора находятся в военных музеях мира, например, значительная часть бронеобшивки — в британском Королевском военно-морском музее. Часть металла пошла на брошки и прочую бижутерию. Так бесславно, в качестве сувениров для туристов, разошелся по белу свету корабль, являвший собой прорыв в деле создания военно-морской техники.

Из нашего досье
В 1942 г. авиастроитель Барнс Уэллис сконструировал специальную авиабомбу Tallboy («верзила») длиной 6,35 м, диаметром 0,95 м и весом 5,4 тс корпусом из легированной стали. Стабилизаторы специальной формы придавали ей вращательное движение, а совершенная аэродинамическая форма обеспечивала максимальную скорость падения, при сбросе с высоты 4 км к моменту столкновения с поверхностью превышавшую скорость звука.Она пробивала 5 м железобетона, уходила в грунт на 35 м, оставляя после взрыва воронку диаметром 40 м.Снаряжался Tallboy торпексом, мощным ВВ на основе гексогена и тремя взрывателями, срабатывавшими только после проникновения бомбы в цель.

Архив: Охота на «Тирпиц»

Под Tallboy был переделан самый крупный английский бомбардировщик «Ланкастер»; для снижения веса была снята вся броневая защита и вооружение, кроме двух хвостовых пулеметов. Однако даже облегченный «Ланкастер» не мог поднимать бомбу на проектную высоту 12000 м, поэтому обычно сброс происходил с 8000 м, чего, как показала практика, оказалось вполне достаточно. Для обеспечения точности попадания был разработан специальный прицел (Stabilizing Automatic Bomb Sight).В годы войны было применено 854 бомбы. Успех изделия обеспечил создателю рыцарский титул.

Помощь русских
Норвежец Торстайн Рааби следил за «Тирпицем» с колокольни церкви, издалека фотографируя его, каждый день посылая радиодонесение в Лондон. Однако это была грубая информация без четких снимков целей, их стоянок, деталей защиты, от которых зависело все! Вылеты британской авиаразведки были безрезультатны. Операция была на грани провала. Лондон срочно запросил русских о помощи. Штаб Северного флота послал на разведку капитана Елькина.

Архив: Охота на «Тирпиц»

…Нижняя кромка облачности — 200–300 м; для сохранения ориентировки летел на бреющем между горами. Через 2 ч. 45 мин. разведчик вышел на цель. Фьорд закрыт мощным зарядом дождя со снегом. Елькин снизился до 50 м, прошел прямо над мачтами кораблей, но определить, кто где стоит, не удалось. Он продолжал ходить кругами над базой. Немцы не стреляли, не зная, кто носится в снежной каше над их головами. И так — 25 минут, пока видимость не улучшилась! На него обрушили огонь из всех стволов, но он трижды на бреющем прошел над фьордом, засняв все необходимое. На снимках видна каждая пушка, бившая по нему почти в упор. Ни один из стоявших на аэродроме прикрытия «мессеров» не рискнул взлететь в такую погоду. Пробыв в воздухе 6 часов, Елькин совершил практически невозможное: «Англичане были до крайности удивлены снимками и откровенно признались, что летать в такую погоду у них желающих нет. На разведку они не летают ниже 6000 м».

Вольф Мазур
Фото из архива автора

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Для простого солдата доблесть – это опасное ремесло, за которое он берется, чтобы снискать себе пропитание.

ФРАНСУА де Ларошфуко

Реклама

Тритиевые маркеры GlowForce

Самоактивируемая подскетка Trigalight

momentum