TraserH3.ru
Актуально
Реклама

Купить инструменты, мультитулы Leatherman

В продаже
Приглашаем авторов

Краповый берет

Счётчики

Яндекс.Метрика

Военное время

 

        Апрель 2013 года
     
Технологии: Летающий автомобиль: от фантастики до реальности
 
 

На протяжении десятилетий военачальники и разработчики вооружений стремились создать универсальные транспортные средства, сочетающие в себе достоинства отдельных образцов военной техники и позволяющие существенно повысить мобильность войск. В авиации это в конечном итоге привело к появлению конвертоплана, сочетающего в себе достоинства самолета и вертолета, на флоте — к созданию кораблей на воздушной подушке и экранопланов, действующих, что называется, на стыке двух стихий.

Технологии: Летающий автомобиль: от фантастики до реальности

Есть своя «фантазия» и у армейцев — образец автобронетанковой техники, способный в случае необходимости самостоятельно подниматься в воздух. Причем идея была настолько заманчивой, что еще в 1950-е годы аналитическое исследование по вопросу возможности создания «летающих автомобилей» и наличия для них рынка сбыта провела «Ford Motor Company». В отчете утверждалось: технически и экономически идея вполне реализуема, а заказчиками могут стать как частные лица и медицинские организации, так и полиция и военные. Последние не перестают проявлять интерес и сегодня — совсем недавно данной темой вплотную занимались специалисты Агентства по перспективным оборонным разработкам США (DARPA).

Кертис, Уотерман и Фантомас

Можно с уверенностью сказать, что наши читатели в основной своей массе впервые столкнулись с «летающими автомобилями» в кино — именно такие средства передвижения помогали сбежать от погони главным злодеям в кинофильмах «Фантомас разбушевался» (1965 г.) и «Человек с золотым пистолетом» (1974 г.). Причем, если в первом случае Фантомас сбежал от комиссара Жюва и журналиста Фандора на легенде мирового автопрома, автомобиле Citroën DS, который трансформировался в самолет (он оснащался выдвижными крылом и хвостовым оперением, а также дополнительной силовой установкой), то в девятом фильме официальной «Бондианы» наемный убийца Скараманга удирает от Джеймса Бонда на автомобиле, к которому пристыковывается комплект из силовой установки, крыла и хвостового оперения. Что-то вроде современных навесных комплектов, благодаря которым обычные авиабомбы превращаются в корректируемые или управляемые.

Технологии: Летающий автомобиль: от фантастики до реальности
«Летающий автомобиль» Citroën DS из кинофильма «Фантомас разбушевался»

Впрочем, практическая попытка реализовать идею «летающего автомобиля» была предпринята намного раньше — известный американский инженер и изобретатель Гленн Хаммонд Кертис, стоявший у истоков создания авианосной авиации ВМС США и спроектировавший не один серийный гидросамолет, построил и испытал свой «Автоплан Кертиса» (Curtiss Autoplane) еще в 1916–17 годах. Британский журнал «Flight International» впервые подробно писал об этом уникальном образце в выпуске от 15 марта 1917 года.
«Автоплан Кертиса» представлял собой трехместный четырехколесный автомобиль-триплан с размахом наибольшего крыла 12,2 м, имевший переднее горизонтальное и двухбалочное хвостовое оперение и оснащавшийся поршневым 100-сильным двигателем Curtiss OXX-3 и четырехлопастным толкающим воздушным винтом. Среднее и верхнее крылья оборудовались элеронами, а хвостовое оперение имело руль направления и рули высоты. Впрочем, попытка Кертиса оказалась не особенно успешной.

Технологии: Летающий автомобиль: от фантастики до реальности
«Автоплан Кертиса» на Пан-американской авиационной выставке в Гранд-Паласе, 1917 год

По утверждению современников, его «Автоплан» совершил ряд непродолжительных «подлетов», но устоявшегося полета выполнить так и не смог и потому особого интереса ни у кого не вызвал. Однако это отнюдь не помешало тому, что у Кертиса, получившего патент США на свой «летающий автомобиль» в 1919 году, появилось множество последователей. Следующим известным образцом «летающего автомобиля» стал двухместный «Стреломобиль Уотермана» (Waterman Arrowbile).

Технологии: Летающий автомобиль: от фантастики до реальности
«Стрелобиль» конструкции Уотермана

На этот раз все началось в 1932 году, когда инженер и пионер авиации Уолдо Дин Уотерман, ранее сотрудничавший с Гленном Кертисом, построил опытный самолет с низко расположенным крылом, но без хвостового оперения и оснащенный толкающим винтом. Аппарат получил прозвище «Whatsit», произошедшее от выражения «What is it», в переводе «Что это такое?», которым сопровождались все репортажи о нем (на русский можно перевести как «Штуковина»), и представлял собой некий гибрид самолета и автомобиля, способный, по замыслу разработчика, не только летать, но и свободно перемещаться по суше. Однако первые же его испытания выявили ряд недостатков. Постоянно случались аварии и поломки, поэтому конструктору пришлось на время оставить свое детище. Ровно до того момента, когда Юджин Видал, руководитель только что созданного Бюро авиационной торговли Департамента торговли США, объявил о конкурсе по теме AB-205 на разработку небольшого, стоимостью всего 700 долл., самолета (так называемого «flivver»).
В 1934 году было объявлено о том, что для дальнейшей проработки выбраны два проекта. Одним из них был «Стрелоплан» (Arrowplane) конструкции Уотермана, в основу которого была положена его «Штуковина», а вторым победителем стал Stearman-Hammond Y-1-S. Позже оба аппарата вновь встретились — в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института (США). «Стрелоплан» представлял собой двухместный кабинный высокоплан, не имевший хвостового оперения и получивший трехопорное неубирающееся шасси. Самолет оснащался рядным четырехцилиндровым поршневым двигателем воздушного охлаждения Menasco C-4 мощностью 95 л. с. и толкающим воздушным винтом.

Технологии: Летающий автомобиль: от фантастики до реальности
Конкурентом Уотермана был самолет Stearman-Hammond Y-1-S

Впрочем, это был все же самолет — передвигаться по дорогам, как автомобиль, он не мог, однако вдохновленный первым успехом Уотерман решает организовать в Санта Монике компанию «Waterman Arrowplane Corporation» и приступить к созданию «дорожного» варианта своего «Стрелоплана». Новый аппарат и стал тем самым «Стрелобилем», с которого мы начали разговор. Над новой машиной пришлось серьезно поработать. В частности, понадобилась специальная трансмиссия — она приводила в движение воздушный винт в полете и заднюю пару колес при движении по дороге. Причем сертифицировать «Стрелобиль» необходимо было как в Бюро по авиационной торговле, так и в автомобильных департаментах штатов.
Уотерман максимально использовал в своем аппарате автомобильные комплектующие: 100-сильный двигатель, радиатор, стартер, генератор и другие элементы конструкции от «Студебекера», решетку радиатора и блок редуктора от «Форда», руль от «Остина» и фары, тормоза и дифференциал от «Виллиса». От самолета ему достались магнитный компас, указатель воздушной скорости и высотомер (размещались на приборной панели), а также небольшая штурвальная колонка, которая крепилась к крыше (потолку) непосредственно перед летчиком-водителем и использовалась также для управления носовой стойкой шасси. Ногами летчик-водитель управлял тормозами шасси (колес), педалью акселератора и кнопкой стартера. Для перевода из самолетного положения в автомобильное необходимо было снять высоко расположенное подкосное крыло (консоли снимались отдельно), а также воздушный винт. Для перевода в обратное положение винт и крыло пристыковывались обратно.
21 февраля 1937 года «Стрелобиль» поднялся в воздух, продемонстрировав достаточно хорошую управляемость и стабильность в полете. Однако стоимость машины получалась весьма приличной по тем временам — не менее 3000 долл. И все же Уотерман возлагал на свой аппарат, который был зарегистрирован в Калифорнии как «мотоцикл», большие надежды, тем более что компания «Studebaker» вскоре приобрела компанию Уотермана и разместила в ней заказ на постройку пяти таких «летающих автомобилей». Уотерман построил три машины, которые получили сертификат ограниченной летной годности и в сентябре 1937 года совершили перелет из Санта Моники в Кливленд для участия в национальных авиагонках. Первый аппарат совершил вынужденную посадку в Аризоне и был поврежден, но два остальных ежедневно участвовали в полетах.

Интерес к «авиаэкзотике» падает

Ввиду отсутствия четких перспектив на гибрид самолета и автомобиля компания «Studebaker», за чей счет и шли в основном работы по «Стрелобилю», финансирование прекратила, но Уотерман в 1940 году выкупил недостроенный четвертый аппарат, а пятую машину приобрел Уильям Стаут, проводивший аналогичные работы в интересах американской компании «Consolidated Vultee Aircraft» (позже «Convair»). В годы войны компания предложила создать «летающий автомобиль» для подразделений «коммандос», однако понимания у военных не нашла.
Уже после Второй мировой войны под руководством Теодора Холла в компании был реализован проект «летающего автомобиля». Первый образец, созданный в сотрудничестве с Томми Томсоном, получил название Convair Model 116 Flying Car и даже попал на страницы апрельского номера журнала «Популярная механика» за 1946 год. «Летающий автомобиль» поднялся в воздух 12 июля 1946 года, совершил затем 66 испытательных полетов, но дальнейшие работы развернулись в направлении создания более вместительного и мощного аппарата.
Новая машина получила название Convair Model 118 ConvAirCar (другое название — «Hall Flying Automobile», т. е. «Летающий автомобиль Холла») и представляла собой полноценный летающий автомобиль — четырехместный автомобиль оснащался двигателем Crosley мощностью 25 л. с. для передвижения по земле и навесным комплектом из крыла, хвостового оперения и шестицилиндрового двигателя Lycoming O-435 C мощностью 190 л. с., приводившего во вращение тянущий трехлопастный винт. Первый прототип (рег. №NX90850) был облетан летчиком-испытателем Рубеном Снодграссом 15 ноября 1947 года, но уже 18 ноября машина потерпела аварию — в полете кончилось топливо, и летчик пошел на вынужденную посадку. Компания восстановила и доработала прототип и вновь приступила к летным испытаниям, рассчитывая, что на машину, стоимость которой оценивалась в 1500 долл., поступит до 160 тыс. заказов.
Однако проект оказался провальным — интереса не вызвал и был закрыт. Равно как и другие проекты «авиаэкзотики», к которой после Второй мировой войны резко потеряли интерес и военные, и простые любители. Впрочем, Уотерман продолжил работы, и в итоге, используя имеющийся четвертый «Стрелобиль» и комплектующие от недостроенной шестой машины, построил аппарат, получивший название «Аэробиль № 6».

Технологии: Летающий автомобиль: от фантастики до реальности
«Аэробиль № 6»

В 1957 году «Аэробиль № 6» получил регистрационный номер N-54 P — в категории экспериментальных самолетов, но к тому времени спрос на подобные машины исчез вовсе. 24 марта 1961 года он занял место в экспозиции Национального музея авиации и космонавтики США, где и находится сегодня.

Новый подход

Принципиально иной подход выбрал другой зарубежный конструктор — американский изобретатель Роберт Эдисон Фултон, получивший свое второе имя в честь друга отца известного изобретателя Томаса Эдисона и считавший попытку «научить летать автомобиль» неразумной. Взамен Фултон предложил, наоборот, приспособить к движению по дорогам самолет и в 1946 году приступил к разработке такой машины, названной «Летающая амфибия» или «Аэрофибия» (Fulton FA-2 Airphibian) и представлявшей собой «сборный» моноплан с высоко расположенным крылом и четырехколесным шасси. Аппарат оснащался шестицилиндровым двигателем мощностью 165 л. с. и мог развивать скорость до 190 км/ч в воздухе или 80 км/ч на земле. После приземления вся хвостовая часть «Аэрофибии», т. е. крыло и хвостовое оперение, снималась и оставлялась в ангаре, а воздушный винт снимался и крепился на хвостовой части. Группа энтузиастов построила в Данбури четыре самолета-автомобиля. В декабре 1950 года один из них был сертифицирован Управлением гражданской авиации США, но поскольку заказчиков на машину найти не удалось, а деньги кончились, права на проект продали другой компании, которая его также не реализовала.

Технологии: Летающий автомобиль: от фантастики до реальности
Восстановленная в середине 1990-х годов «Аэрофибия»

По схожей концепции был создан в 1949 году и двухместный «Аэрокар» (Aerocar International Aerocar) конструкции американца Молта Тэйлора, ставший, пожалуй, самым известным проектом «летающего автомобиля» середины ХХ века. Во время встречи в 1946 году с автором «Летающей амфибии» Тэйлор пришел к выводу, что вместо отделяемого крыла надо применить складывающееся — в итоге все самолетные части, такие как крыло, хвостовое оперение и толкающий двухлопастный воздушный винт Hartzell HA12 UF диаметром 1,93 м, помещались в прицеп. Сделать из автомашины самолет один человек мог за 5 минут. На шоссе «Аэрокар» развивал скорость до 96,6 км/ч, в воздухе — до 188 км/ч, масса пустого — 680 кг, масса полная — 953 кг, длина — 6,55 м, размах крыла — 10,36 м, площадь крыла — 18,0 кв. м, высота — 2,29 м, дальность полета/проезда — 483 км, практический потолок — 3658 м.

Технологии: Летающий автомобиль: от фантастики до реальности
«Аэрокар I» в собранном виде – для использования в качестве автомобиля

Первый «Аэрокар», модификации I, был собран в 1949 году, но сертификат Управления гражданской авиации США получил лишь в 1956 году. После этого Тэйлор сумел заключить соглашение с компанией «Ling-Temco-Vought» на запуск машины в серийное производство — с условием, что он соберет не менее 500 заказов. Однако он сумел набрать лишь половину, а построить успел и того меньше — всего пять: четыре «Аэрокара I» (один «Аэрокар II» был «чистым» самолетом), один из которых позже перестроили в «Аэрокар III». На сегодня они все сохранились, включая один летный «Аэрокар I» (N102 D; построен в 1960 году), который принадлежит Эду Свини и выставлен в Авиационном музее Киссимми, штат Флорида. На базе своего «летающего автомобиля» Э. Свини ведет разработку усовершенствованной модификации, получившей название «Аэрокар 2000» и использующей в качестве базового элемента двухместный спорткар Lotus Elise, дополнительно оснащаемый «самолетным комплектом», включающим складывающееся крыло и автомобильный мотор Lotus V8. Отметим, что один из «Аэрокаров I», N103 D, применялся для патрулирования дорог и содействия полиции штата Орегон, а среди его «пассажиров» был Рауль Кастро.

Технологии: Летающий автомобиль: от фантастики до реальности
Модификация «Аэрокар III»

Современными примерами «самолета, способного передвигаться по дорогам» являются машины «Транзишн» (Transition) и «PAL–V One», разработанные американской компанией «Terrafugia» и голландской «PAL–V Europe» соответственно.
Разработка первого началась в 2006 году, прототип выполнил первый полет 5 марта 2009 года, а в апреле 2012 года на нью-йоркском автосалоне с успехом демонстрировался уже серийный прототип машины. Двухместный «Транзишн» имеет композитную конструкцию, складывающееся крыло и двухкилевое хвостовое оперение, а также оснащен поршневым двигателем Rotax 912 ULS мощностью 95 л. с., который приводит во вращение трехлопастный толкающий винт Rotax диаметром 1,7 метра и позволяет машине развивать скорость полета до 185 км/ч и передвигаться по шоссе со скоростью до 110 км/ч. Дальность полета — 787 км, запас хода по шоссе — 1296 км, длина — 6,02 м, размах крыла — 8,08 м, высота — 1,98 м, длина/ширина в варианте автомобиль — 5,72/2,29 м, масса пустого — 440 кг, масса полезной нагрузки — 210 кг, максимальная взлетная масса — 650 кг. В случае сваливания экипаж может задействовать парашют, который обеспечивает плавное и безопасное снижение «летающего автомобиля». Серийный прототип оснащен комплектом авионики по типу «стеклянная кабина». На сегодня построено три машины, базовая стоимость — 279 тыс. долл.

Технологии: Летающий автомобиль: от фантастики до реальности
Камуфлированный вариант машины «PAL–V One», разработанной компанией «PAL–V Europe»

Второй аппарат представляет собой скорее двухместный «летающий мотоцикл», а если оценивать его с технической точки зрения — это гибрид автожира или гирокоптера и мини-автомобиля, который в полете движется за счет толкающего винта, установленного в хвостовой части «фюзеляжа», и несущего винта. Путевая устойчивость обеспечивается за счет разнесенного двухкилевого хвостового оперения. Винты и хвостовое оперение — складывающиеся, шасси — трехопорное с колесами достаточно большого диаметра, двигатель — бензиновый мощностью 160 кВт, позволяющий развивать скорость в воздухе и на земле до 180 км/ч. Масса пустого — 680 кг, максимальная взлетная масса — 910 кг. Прототип был облетан в 2012 году, сегодня компания ищет инвесторов для запуска аппарата в серийное производство — цена машины должна составить около 300 тыс. долл.
Голландский «летающий мотоцикл», судя по сообщениям в прессе, вызвал интерес не только у гражданских энтузиастов, но и у полиции и военных. Особенностью двух машин является силовая установка, которая может работать как на бензине, так и на биотопливе или этаноле, и позволяет аппаратам взлетать с участка шоссе длиной 170 м.

Советский подход — «летающие танки»

Эпидемия «летающей техники» не обошла стороной и нашу страну. Даже в кино недавно появился свой вариант «суперавтомобиля»: в фильме «Черная молния» главный герой владеет летающей «Волгой» ГАЗ-21. Однако в СССР пошли дальше всех — в первой половине прошлого века для РККА попытались создать «летающий танк» КТ. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что первыми идею «летающего танка» предложили все же за границей — известный американский инженер и конструктор Джон Уолкер Кристи предложил в роли такового танк М1932. Подробно данное изобретение было рассмотрено в июльском номере журнала «Modern Mechanics and Inventions» за 1932 год.
«Только представьте себе, что два грозных средства современной вооруженной борьбы — самолет и танк — объединятся в одну ужасную машину разрушения! — читаем в статье, посвященной «летающему танку» Кристи. — Звучит как фантастическая идея, но для армии Дяди Сэма она уже быстро начинает приобретать реальные черты… Дж. Уолкер Кристи, известный разработчик танков для армии США, в строгой секретности работает над самым революционным военным изобретением со времени появления пороха — танком, летающим столь же быстро, как и бомбардировщик, а после того как на земле будет снято крыло, развивающим скорость до 70 миль в час!».
Танк М1932 имел массу около 4000 кг и был безбашенным, а конструктивно выполнялся из стали и дюралюминия. Вооружение танка — 75-мм пушка и несколько пулеметов, силовая установка — двигатель мощностью 1000 л. с., который должен был обеспечивать танку движение на земле и в воздухе.
«Летучесть» танку Д. У. Кристи намеревался обеспечить за счет навесного комплекта с двумя крыльями, расположенными по бипланной схеме (на верхнем крыле располагался четырехлопастный воздушный винт), и хвостовым оперением — при своих великолепных скоростных качествах танк, по его мнению, мог легко преодолевать различные препятствия (реки, овраги, укрепленные линии и пр.), или же танк с подобным «крылатым» комплектом можно было доставлять на большие расстояния самолетом, сбрасывая его на бреющем полете. Сброс навесного комплекта водитель танка мог, по мнению конструктора, осуществлять одним нажатием рычага.
Считалось, что «летающие танки» позволят изменить сам ход современной войны, позволят американским войскам применить новую, более эффективную стратегию. «Окопная война, бывшая важной составляющей Мировой войны (речь о Первой мировой войне. — Прим. В. Щ.), станет почти невозможной ввиду того, что пехота ни одной страны в мире не сможет противостоять испепеляющему огню сотни «летающих танков», которые спустятся с небес прямо между траншеями противоборствующих сторон, — пишет журнал «Modern Mechanics and Inventions». — При этом «летающий танк» — не такая уж и гротескная идея, как может показаться на первый взгляд. В последней войне никто даже не мог и подумать о том, что танк может летать по воздуху, как заправский самолет — с крылом и авиационным мотором».
Сам Кристи главной проблемой считал обеспечение своему танку взлета.
«Самая серьезная проблема — взлет, — говорил Д. У. Кристи корреспонденту журнала «Modern Mechanics and Inventions». — Некоторые из моих друзей-авиаторов сообщили, что многим армейским самолетам для взлета требуется три четверти мили подготовленной ВПП, и, по их мнению, для моей машины потребуется еще больше пространства. Есть и те, кто считает, что мой танк и вовсе не сможет оторваться от земли. Но после трех лет экспериментов я готов спорить с этими заявлениями. Решение таково: моя машина сможет разогнаться до взлетной скорости еще на земле. На участке длиной 100 ярдов (91,4 м. — Прим. В. Щ.) танк сможет развить такую скорость, чтобы в момент переключения двигателя с колес на воздушный винт он мог оторваться от земли — вне зависимости от того, по какой поверхности танк движется».
На следующем этапе Кристи намеревался создать комплекс в составе самолета-носителя и собственно танка — первый должен был доставлять танк к месту боя, а затем возвращаться на базу за следующей бронированной машиной. Причем данную концепцию предлагалось применить и для развития гражданских авиаперевозок — самолеты должны были доставлять из провинции в крупные аэропорты-хабы некие «вагончики», в которых размещались пассажиры и мелкие грузы, которые затем уже отправлялись в полноценный полет на больших авиалайнерах.
Однако ни та идея, ни другая на практике реализованы в США так и не были. А вот в СССР концепция «летающего танка» в реальную конструкцию все же была воплощена — пусть в серию это «чудо-оружие» и не пошло.
Вполне возможно, что именно под влиянием работ Д. У. Кристи советские инженеры и попытались создать «крылатый танк». 19 января 1933 года конструкторское бюро Арама Назаровича Рафаэлянца, советского авиаконструктора и будущего разработчика оснащенного газотурбинным двигателем АЛ-9 Г экспериментального вертикально взлетающего аппарата «Турболет» (1957 г.), получило задание создать такой танк. Идея заключалась в том, чтобы подвесить танк БТ к самолету, с которого демонтировался мотор, а работа воздушного винта обеспечивалась от танкового двигателя посредством механической передачи. После посадки экипаж должен был отстыковать танк от «самолета» и вступить в бой, причем покидать машину для этого танкистам не требовалось бы. Интересно, что одновременно свой проект «летающего танка» представил тогда и будущий создатель соосных вертолетов Николай Ильич Камов — это был некий гибрид легкого танка и автожира.
«Летающий танк» Рафаэлянца должен был вооружаться 20-мм автоматической пушкой и пулеметом ДТ, бронезащита — противопульная, силовая установка — 650-сильный двигатель М-17. Однако вскоре выяснилось, что с такой силовой установкой танк может полететь лишь «камнем вниз». Проект закрыли, но после начала Великой Отечественной войны, когда дела на фронте обстояли весьма не блестяще, стали хвататься за любые соломинки. Вспомнили и о «летающем танке», работу над которым на этот раз взял на себя авиаконструктор Олег Константинович Антонов.
Речь шла о создании под имеющийся легкий танк Т-60, выпускавшийся в количестве почти 6000 штук и вооруженный 20-мм пушкой ТНШ и 7,62-мм пулеметом ДТ, простого по конструкции одноразового планера бипланной схемы с разнесенным двухкилевым оперением с двумя стабилизаторами. Танк должен был «вставляться» в планер, который, в свою очередь, должен был буксироваться самолетами ДБ-3 Ф или ТБ-3. Планировалось, что «крылатый танк» будет отцепляться от самолета-буксировщика за 20–26 км от назначенного района высадки, бесшумно преодолевать расстояние и выполнять посадку, после чего планер сбрасывается и машина вступает в бой. Данную систему предполагалось использовать для переброски отрядов легких танков для диверсионных рейдов в тыл противника или для усиления партизанских отрядов.
Планер, которому присвоили обозначение «КТ» («Крылья танка», также применялись обозначения А-Т, АТ-1 и А-40), был спроектирован всего за две недели, и уже летом 1942 года прототип, построенный в Тюмени, был готов к испытаниям. Бипланная коробка планера имела размах крыльев 18,0 м, длина планера — 12,06 м, масса планера с танком составляла 7804 кг, а сам танк был облегчен до 5800 кг (на испытания танк лишился вооружения, фар и почти всего топлива). Крылья — двухлонжеронные, с фанерным носком до первого лонжерона и полотняной обшивкой, соединялись они набором из четырех И-образных стоек и расчалок. Крылья имели элероны и щелевые закрылки, руль высоты имелся только на верхнем стабилизаторе. Управление планером в полете осуществлял механик-водитель танка, для чего имелось тросовое управление. В состав экипажа также входил стрелок.

Технологии: Летающий автомобиль: от фантастики до реальности
Советский вариант «летающего танка» — планер КТ с легким танком Т-60

Впрочем, как и в случае с любым «чудо-оружием», в реальности ситуация оказалась существенно далека от тех фантазий, которые овладевали военными и конструкторами. Чудес не бывает. То же произошло и с «летающим танком» КТ/Т-60 — данный бронированный авиакомплекс смог совершить всего один полет, 2 сентября 1942 года. Самолет-буксировщик, в роли которого выступил модифицированный бомбардировщик ТБ-3 с четырьмя усиленными, мощностью по 970 л. с., двигателями АМ-34 РН (командир экипажа Павел Арсентьевич Еремеев), а планером-танком КТ управлял известный советский летчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин (1910–1986 гг.). Комплекс в воздух, конечно, поднялся, но ввиду большого аэродинамического сопротивления мощности силовой установки ТБ-3 хватило только на то, чтобы поднять комплекс на высоту 40 метров и развить скорость 130 км/ч. Попытка увеличить скорость успехом не увенчалась — моторы начали перегреваться, а весь комплекс стал терять высоту. Летчик П. А. Ерофеев в итоге принял решение отцеплять планер с танком аварийно в районе ближайшего аэродрома, откуда танк своим ходом вернулся на базу.
Интересно, что историк бронетанковой техники Михаил Барятинский в журнале «Вокруг света» (№ 1, 2009 г.) приводит и такой вариант событий: «Рассказывали, что, приземлившись, Анохин запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно, но уверенно двинулся к командному пункту аэродрома. Не будучи извещенным о вынужденной посадке необычного аппарата, руководитель полетов аэродрома по боевой тревоге поднял расчет зенитной батареи. Когда летчик-испытатель вылез из машины, его задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан с прибытием аварийно-спасательной команды Летно-испытательного института (ЛИИ). Танк своим ходом доставили в поселок Стаханово (ныне город Жуковский) к аэродрому ЛИИ».
Дальнейшие работы по теме «летающего танка» в СССР были прекращены.

Летающий «Трансформер» от DARPA

Сегодня на Западе идея создания «летающего автомобиля» в буквальном смысле охватила массы людей. К примеру, в США в рамках авиационных и автомобильных мероприятий уже несколько лет проводятся форумы и конференции, а в апреле 2012 года центральным органом, ответственным за ведение дел по направлению «летающих автомобилей», была определена Международная ассоциация летающих автомобилей. Однако наибольший интерес представляет проект, реализацией которого недавно занимались специалисты Агентства по передовым оборонным разработкам (DARPA).
В рамках проекта «Трансформер» (Transformer или ТХ), бюджет которого был определен в 65 млн. долл., специалисты агентства должны были разработать к 2015 году опытный образец четырехместного «летающего автомобиля», способного взлетать вертикально и на одной заправке совершать перелет на дальность до 450 км. «Трансформер», по мысли американских военных, должен существенно повысить мобильность воинских подразделений, особенно — групп сил специальных операций. Высокий интерес к разработке уже на начальном этапе проявили ВВС, корпус морской пехоты, командование специальных операций ВС и руководство национальной гвардии США.
«Сегодня мобильность войск на поле боя обеспечивается автомобилями повышенной проходимости HMMWV или вертолетами, которые, впрочем, не всегда доступны и имеют ограничения по эксплуатации, — указывается в справке на программу на сайте DARPA. — Реализуемая DARPA программа «Трансформер» (ТХ) имеет целью совместить достоинства автомобилей и вертолетов в единый образец техники. Концепция ТХ позволит войскам получить дополнительные возможности по противодействию традиционным и асимметричным угрозам».
По мнению американских специалистов, достоинств у такого комбинированного образца техники — множество. В частности, он позволит повысить не только мобильность подразделений, но и скрытность их действий, поскольку на «летающих автомобилях» военнослужащие смогут передвигаться вне дорожной сети и по сильно пересеченной местности. «Переброска войск и грузов может теперь осуществляться вне дорог и хорошо проходимой местности, что позволяет противнику заранее изучить маршруты возможного передвижения противника и предсказать действия последнего», — указывают специалисты DARPA, отмечая, что «Трансформер» позволит повысить эффективность операций по снабжению войск, доставке в тыл противника или в место прорыва фронта разведывательно-диверсионных и огневых групп, а также их эвакуации — равно как и эвакуации раненых с поля боя. При этом важной особенностью «Трансформера» должна была стать возможность осуществления на нем полета любым военнослужащим после минимального курса подготовки — наличие навыков и знаний профессионального летчика не требовалось.
В рамках программы, официально стартовавшей в 2010 году и рассчитанной на реализацию в ходе трех этапов, планировалось разработать как сам аппарат, так и такие отдельные системы, как вентиляторная движительная установка с воздушным винтом в кольцевой насадке и с гибридной электрической трансмиссией, новые электродвигатели, аккумуляторные батареи и конденсаторы повышенной емкости, а также современная система управления полетом и бортовая ЭВМ. Расчетные ТТХ американского «Трансформера» планировались следующие: длина — 910 см, ширина — 260 см, высота — 270 см, экипаж — 4 чел., масса полезной нагрузки — 450 кг, дальность — 450–460 км, броня — противопульная. Стоимость серийного образца планировалась в районе 1 млн. долл.
В ходе первого этапа намечалось выполнить исследования по отдельным направлениям, а также разработать концепцию будущего «чудо-оружия» и эскизных проектов прототипа и серийного образца. В рамках этого этапа агентство DARPA должно было найти исполнителей и выдать им контракты на общую сумму 65 млн. долл. Реально соглашения были подписаны с консорциумом компаний во главе с «AAI Corporation», а также с компаниями «Lockheed Martin» и «Pratt & Whitney Rocketdyne».Последняя получила задание разработать дизельный двигатель для «Трансформера».
В рамках второго этапа компании-победители тендера, «AAI Corporation» и «Lockheed Martin», должны были уже разработать полноценный проект «летающего автомобиля». Первая компания предложила автомобиль массой около 3220 кг, способный совершать полет на высоте 3050 м и оснащенный турбовальным двигателем Honeywell HTS900 мощностью 1200 л. с., приводящим в движение четырехколесное шасси при движении по земле или толкающим винт в кольцевой насадке диаметром 1,42 м и несущий винт диаметром 15,2 м. На суше аппарат должен был развивать скорость до 128 км/ч, а в воздухе — до 287 км/ч. Вторая компания предложила проект машины массой 3175 кг, оснащенной двумя турбовальными двигателями, приводящими во вращение поворотные винты в кольцевой насадке диаметром 2,6 м, установленные на крыле размахом 12,5 м, а также дизельным двигателем Pratt & Whitney EnduroCore, который должен был обеспечивать движение по суше. Наконец, на третьем этапе компания-победитель второго этапа должна была построить работающий прототип и поднять его в воздух в 2015 году.
Свой собственный вариант армейского «летающего автомобиля» предложила компания «AVX Aircraft», применившая в целом схожую концепцию, но решившая сделать ставку на применение соосного несущего винта, а винты в кольцевых насадках должны обеспечивать движение как в воздухе, так и на земле.

Технологии: Летающий автомобиль: от фантастики до реальности
AVX-TX от компании «AVX Aircraft»

В статье «Требуется скорость», опубликованной в приложении «Путеводитель по оборудованию для сил специальных операций 2010 года» к журналу «Armada International», Рой Брейбрук указывал: «Компания «AVX» предложила DARPA проект своего тактического «летающего автомобиля» AVX-TX, в котором применяется запатентованная комбинация соосного несущего винта и винтов в кольцевых насадках. Машина рассчитана на полезную нагрузку 470 кг, скорость полета 225 км/ч и скорость движения по дорогам до 130 км/ч». Кроме того, там же приводилась информация и о другом проекте — компания «Logi Aerospace» в сотрудничестве с «Trek Aerospace» и «Zap Electric Vehicles» предложила машину «Тиранос» (Tyrannos), которая должна была оснащаться двигателем мощностью 130 кВт и могла бы совершать вертикальные взлет и посадку, для чего предлагается использовать четыре винта в кольцевых насадках, из которых три предполагалось использовать и для обеспечения горизонтального полета. Масса «Тираноса» определялась в 1360 кг, полезная нагрузка — 500 кг, максимальная скорость полета — 250 км/ч, а скорость движения по шоссе — до 100 км/ч.
Впрочем, после прекращения программы «Трансформер» все эти проекты повисли в воздухе, но опыт подсказывает — нас ждет очередная реинкарнация идеи создания автомобиля, который может подниматься в воздух.

Владимир Щербаков
Фото из архива автора

Traser

Поиск
Поиск по сайту
Реклама
Мысль
Армейская дисциплина тяжела, но это тяжесть щита, а не ярма.

Антуан де Ривароль

Реклама

Тритиевые маркеры GlowForce

Самоактивируемая подскетка Trigalight

momentum